Расскажи друзьям об этом:

Загадки природы

Осень — идеальное время для анализа пейзажей, отснятых несколько месяцев назад
Море, пейзаж
Море, пейзаж

Есть все-таки что-то особенное в пейзажной фотографии. Хотя многие увлекаются портретами, съемками архитектурных сооружений, спортивных соревнований и натюрмортов, ничто не сравнится с моментом построения композиции в жанре пейзажной фотографии. Возможно, это связано с тем, что один и тот же пейзаж так захватывающе меняется в зависимости от времени года или даже в течение одного дня; или с тем, что всегда можно скомпоновать различные элементы и получить отличный кадр для своей коллекции.
Разные пейзажи снимаются по-разному, поэтому фотографы, работающие в этом жанре, обычно не страдают от однообразия. Когда речь заходит о живописных ландшафтах (а ваш покорный слуга, напомню, живет в Англии), на ум приходит в основном такая „классика жанра», как Дартмур,
Озерный край, Сноудония, Йоркшир и самые известные места Шотландии.
СТРЕМИМСЯ К ЦЕЛИ
Как ни странно, начать осваивать мастерство пейзажной съемки лучше именно с таких общеизвестных мест (уверен, что в любой стране найдется немало местностей, не уступающих по красоте перечисленным „жемчужинам» Великобритании), потому что эти снимки просто не могут получиться плохо, а успех вдохновит вас на более сложные задачи. То же самое и с портретами: всегда легче сделать снимок кого-нибудь фотогеничного и, вернувшись домой с десятками отличных кадров, воодушевиться на более сложную работу. Правда, на такое путешествие вам придется потратить как минимум пару дней. С другой стороны, всегда можно найти красивые пейзажи рядом с домом…
ЛЕС. ИЛИ ПРОСТО ПАРК
Даже в городе у вас есть возможность заняться пейзажной съемкой — не забывайте про парки и скверы! Весной там цветут колокольчики, летом распускаются маки, осенью появляются грибы, а зимой остаются только голые ветки: любой пейзаж так меняется в течение года, что вы не соскучитесь.
В настоящем лесу освещение может быть недостаточным, так что заранее увеличьте светочувствительность камеры или захватите с собой штатив. Вообще-то, вспышка, настроенная на полную мощность, дает слишком резкий и неестественный свет, но при съемке в лесу вам может понадобиться режим заполняющей вспышки (Fill-In Flash), чтобы уловить весь спектр цветов при высокой контрастности, особенно в тех местах, где сквозь листву и ветви пробивается луч света или виднеется небо. При работе с лесным
пейзажем вам поможет широкоугольный объектив, так как им намного удобней снимать панорамные кадры.
ЗАСЕЯННЫЕ ПОЛЯ
Найти пейзаж с засеянным полем тоже вполне реально, если только вы живете не в самом центре большого города. Что касается „полевого” жанра, здесь вы найдете большое разнообразие цветов и фактур, особенно когда вечные соседи ячмень и пшеница станут перемежаться с яркожелтым подсолнечником и пурпурно-голубым льном. Хорошо бы найти поблизости какую-нибудь высокую точку — оттуда вы сможете сделать кадр, составленный из геометрических фигур, образованных изгородями, заборами, насыпями, стенами и канавами. Исключите из кадра небо, и, если вы поставите длиннофокусный объектив, выйдет отличный абстрактный снимок.
ПРИБРЕЖНЫЙ ПЕЙЗАЖ
И совершенно иной тип пейзажа предстанет перед вами там, где земля встречается с морем. Вас встретят и волнистые дюны, и вулканические скалы, и суровые лица утесов. Но не особо увлекайтесь и берегите вашу камеру от песка и брызг: они могут сыграть злую шутку с вашей ап-
паратурой. На берегу лучше всего снимать широкоугольным объективом: на переднем плане пусть окажется песок, а дальше будет море. Поэкспериментируйте и с линией горизонта, чтобы определить, какой вариант лучше всего. И все-таки ничто не смотрится так хорошо, как восходящее или садящееся над водой солнце! К тому же, сделать такой снимок совсем не трудно: просто надо найти подходящее для съемки место и вовремя туда прийти.
ВОДА, ВОДА.
Оказавшись у моря во время прилива или в штормовую погоду, вы можете вдоволь наиграться с выдержкой, снимая волны, разбивающиеся о прибрежные скалы. Высокая скорость затвора заморозит движение, а низкая, наоборот, смажет черты, превратив все море в сплошную пену. Кстати, эта правило подходит для любой текущей воды — от ручейка до водопада.
Вода вообще очень подходящая для съемки стихия, и что бы вы ни выбрали — прогулку по берегу реки или ожидание подходящего освещения у озера — ваши усилия будут вознаграждены сполна.
Дело в том, что в прозрачной воде отражается окружающий мир. За короткое время у воды могут смениться сотни едва уловимых выражений,
и чтобы запечатлеть их все, потребуется целая жизнь. Малейшее дуновение ветра — и рябь на воде превратит любое отражение в прекрасный абстрактный кадр.
МАГИЯ ДЕРЕВЬЕВ
Деревья — незаменимый элемент пейзажной съемки. Когда они находятся в отдалении, то создают ощущение объемности и структуру, удобную для фокусирования. Роща или лес дают широкий выбор возможностей в плане композиции: на переднем плане можно поместить одно дерево — оно задаст тон композиции, — а остальные сгруппировать на заднем плане. Особый случай — съемка телеобъективом, поскольку он так сжимает пространство, что удаленные от вас одиночные деревья кажутся сгруппированными вместе. Вообще, одиночные деревья хорошо смотрятся на фоне заката или сумрачного неба — на снимке они получатся силуэтами. Причем эффект будет более сильным, если в кадр попадут голые, угловатые, „графичные» ветки. Снимая высокие деревья широкоугольным объективом, попробуйте отклониться с камерой назад — тогда они визуально отдалятся от вас. Цветущие и плодоносящие деревья выигрышно смотрятся на фоне неба глубокого синего цвета; то же относится и к листве, на которую свет падает так, будто она подсвечена изнутри. У многих пород деревьев очень красивая кора, так что если вы подойдете вплотную, у вас получатся отличные абстрактные кадры с хорошей текстурой.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ
Если вы занимаетесь экстремальными видами спорта, то материал для этого пейзажного жанра у вас всегда под рукой. У вас всегда есть возможность сделать редкие снимки и потом удивить ими знакомых. С высоких плато вы можете сфотографировать туман, окутывающий горные вершины. А вот если вы занимаетесь спелеологией, главное — не забывать правильно использовать вспышку и корректировать светочувствительность камеры.
ДЕТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Иногда особенности местности лучше улавливаются через детали, чем через вид всего пейзажа. Например, собранные вами ракушки и камни со струящейся по ним водой в некоторых случаях смотрятся выигрышнее, чем плановый снимок всего пляжа. Точно так же небольшой кустик полевых цветов порой впечатляет больше, чем вся поляна. Абстрактный кадр из сочетания цветов и фактур, глядя на который с первого раза не всегда понимаешь — что это! — всегда интригует сильнее, чем обычный снимок.
Цифровые камеры идеально подходят для такого вида работы, потому что их способность фокусироваться на близком расстоянии позволит вам заполнить весь кадр отдельными деталями. Секрет успеха состоит в умении переключиться на детали и видеть не пейзаж в целом, а только какую-то его часть. Подобные кадры лучше снимать при рассеянном свете, не дающем тени — это раскроет наибольшее количество деталей в нежной гамме цветов. Лучше всего для таких съемок подойдут облачные дни.
СИЛА СВЕТА
Вне зависимости от типа пейзажа, с которым вы собираетесь работать, до съемки вам придется провести разведку местности. Конечно, можно
сразу попасть в удивительно красивое место и тут же отснять массу удачных кадров, но так везет не всем. Так что не поленитесь потратить время на изучение карт: так вы заранее будете знать, где находятся точки, с которых удобно снимать, и когда солнечный свет будет падать на ваш объект под нужным углом. А знать это необходимо, так как освещение играет исключительно важную роль при съемках пейзажей. Одна из сложностей пейзажной фотографии состоит в том, что даже самые прекрасные места могут выглядеть неинтересными при рассеянном освещении, но в выигрышном свете (часто независимо от того, как направлен свет) этот „недостойный внимания» пейзаж может преобразиться в великолепную картину.
На освещение влияет множество факторов, таких как время года, час, погодные условия и расположение объектов. Как правило, пейзажи лучше снимать в яркий день до 10 утра и после 3 дня. В это время солнце стоит низко и отбрасывает длинные тени, создающие особое настроение, а свет мягкий и теплый.
Следует избегать съемок в середине дня, потому что свет в это время жесткий и либо нейтральной, либо холодной температуры. В пасмурные дни отчетливо получаются только очень колоритные объекты, так что в большинстве случаев для придания фотографии блеска солнце необходимо. Исключение составляет, пожалуй, только штормовая погода: „тяжелое» освещение придает пейзажу дополнительный драматизм.
Конечно, мы не заказываем погоду, и основной секрет состоит в том, чтобы оказаться в нужном месте в подходящее время. Как вариант подойдет тактика — набраться терпения и ждать „правильного» солнца.
КОМПОЗИЦИЯ
Также как освещение, композиция, бесспорно, очень важный элемент пейзажной съемки. От того, что вы выберете из общей панорамы и как вы расположите в кадре объекты, зависит качество снимка. К композиции относится и выбор объектива, и выбор формата кадра — вертикального
или горизонтального. Хороший подбор „составных частей» пейзажа обеспечит фотографии глубину — а как иначе передать трехмерное пространство в двухмерной форме?..
Секрет в том, что передний план не должен пустовать, иначе вся композиция будет казаться слишком удаленной. Если возможно, оформите пейзаж рамкой: для этого подойдет, например, какая-нибудь арка или ветви раскидистого дерева, кустарник или валун на переднем плане.
В такой ситуации чем шире объектив, тем лучше, поэтому здесь заметно выигрывают обладатели цифровых зеркальных камер — ведь у них объектив значительно шире, чем у других аппаратов. Это, в частности, касается полноформатных „зеркалок», например, Canon EOS lDs и Kodak Pro 14n, но чтобы их приобрести, надо иметь либо очень глубокий карман, либо богатого и покладистого спонсора. Телеобъектив в данном жанре понадобится в том случае, если вы захотите сфотографировать какую-нибудь отдельную деталь или когда вам понадобится специально „сжать» панораму.
Вне зависимости от того, чем вы снимаете, важно иметь точку фокуса, приковывающую к
себе внимание зрителя. Это может быть и дерево, и какая-нибудь застройка.
РАБОТАЕМ С ГЛУБИНОЙ РЕЗКОСТИ
Для фотографа важно не только понимать, что такое глубина резкости, но и уметь применять это понимание на практике. Глубина резкости — одна из сложнейших концепций фотографии.
Как вы могли не раз заметить, пейзаж, который вы видели перед собой, иногда потом сильно отличается от сделанного снимка. Пока вы наводите кадр, все кажется резким, а в результате на снимке отчетливо получается только часть объектов. Эта зона как раз и называется глубиной резкости, и распространяется она на предметы впереди и позади точки фокуса.
Размер этой зоны определяется тремя важнейшими факторами: значением диафрагмы, типом объектива и расстоянием до объекта съемки. Регулировка этих факторов позволяет полностью контролировать глубину резкости.
Когда весь кадр достаточно резкий, глубина резкости считается хорошей. В противном случае она называется ограниченной, или мелкой. Многие цифровые камеры позволяют вручную
настраивать значение диафрагмы, что открывает большие творческие возможности. Величина отверстия диафрагмы обратно пропорциональна глубине резкости: чем меньше первое, тем больше второе.
Если вы хотите, чтобы резким вышел весь кадр, выставьте маленькое значение диафрагмы — например, f/11 или f/16.
В хорошую погоду с этим обычно проблем не возникает, но в дождь или в пасмурный день вам придется снизить скорость затвора, чтобы обеспечить достаточное количество света. В этом случае не обойтись без штатива, так как велик риск получить „шевеленку».
Если же вы хотите сделать акцент на какой-то части снимка (например, выделить дерево из общего фона), а все остальное выбросить из фокуса — надо увеличить значение диафрагмы. Сказать точно, каким оно должно быть, невозможно: все зависит от возможностей вашего
объектива. Если у вас нет зума, то оно, скорее всего, равно f/2.8, а если есть — f/4 или f/5.6.
Хотя в теории глубина резкости не зависит от вида объектива, на практике оказывается, что зависит. Широкоугольный объектив обеспечит вам расширенную глубину резкости, а телеобъектив ее ограничит. Чем ближе вы подходите к объекту съемки, тем более ограниченной получается глубина резкости. Короче, когда вы, сни-
мая пейзаж, хотите увеличить глубину резкости, вам надо установить широкоугольный объектив, зафиксировать маленькое значение диафрагмы и отойти на несколько метров от первого крупного объекта в кадре. Если же вы хотите сократить глубину резкости, чтобы отчетливо получилась только часть кадра, вам надо использовать телеобъектив, увеличить значение диафрагмы и приблизиться к первому объекту съемки.
МАГИЯ ЧЕРНО-БЕЛОГО ПЕЙЗАЖА
В жанре пейзажной фотографии черно-белые работы составляют огромный фонд, и многие фотографы предпочитают работать именно в этой монохромной гамме. Разница между цветной и черно-белой съемкой состоит в том, что во втором случае вы концентрируете внимание только на очертаниях и формах, а не на цветах. Преимущество цифровых камер заключается в том, что вам не надо специально покупать черно-белую пленку. Можно работать, не думая о цвете, а потом сделать кадр черно-белым в любом фоторедакторе. Затем в этой же программе можно имитировать различные тонкости черно-белой профессиональной печати — увеличивая контраст для большей графичности изображения или, наоборот, расширяя тональную гамму для получения утонченно-пикториальных „полотен». Заодно можно решить вопрос — вирировать или нет? Разумеется, в цифровом варианте это тоже возможно. Сепия покроет фото „патиной времени», синий тон поможет „заморозить» снимок. Можно раскрасить в произвольные цвета отдельные детали снимка. Конечно, никто не сможет с помощью фотографии превратить, по английской пословице, свиное ухо в шелковую сумочку. Но, в любом случае, будьте просто внимательны — и вы не пропустите идущую к вам в руки „изюминку», тот прием, который сделает фотографию более интересной.
СТИВ БЭВИСТЕР
Стив Бэвистер — опытный журналист и фотограф, редактор The Photographer, одного из самых известных профессиональных фотожурналов. Его перу также принадлежит несколько книг, посвященных цифровой фотографии. www.dcmag.co.uk/SteveBavister



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом