Дневной свет от рассвета до заката меняется по своей яркости и цвету. Утром он имеет голубоватый оттенок, поэтому цвет снимков будет немного сдвинут к холодным тонам, в полдень солнце над головой дает наиболее нейтральный поток света, а в конце дня и ранним вечером солнечный свет краснеет и теплеет.
Функция автоматического баланса белого, которая есть во многих цифровых камерах, попробует справиться с этими неоднородностями освещения, но все-таки стоит поэкспериментировать с различными вариантами настройки камеры — вы ведь не хотите, чтобы камера автоматически подправила обворожительный закат, который вы так долго караулили? На цветовое восприятие снимка может оказать влияние ближайшее окружение фотографируемых объектов и свет, который от них отражается, что может привести к непредсказуемым и нежелательным цветовым сдвигам. Однако, такие сдвиги можно легко устранить функцией Colour Balance почти в любом графическом редакторе.
СЪЕМКА В ТУСКЛОМ СВЕТЕ
Дымка, туман и рассеянный свет раннего утра смягчают резкость фотографии, понижают контрастность и, в целом, способствуют получению более деликатного снимка. Облачный покров выполняет роль гигантского студийного софтбокса, уменьшая разницу в замерах экспозиции, производимых от поверхности земли и от неба, так что последующая обработка снимков будет значительно проще, с меньшим количеством разных уловок-ухищрений.
Если в снимаемом пейзаже небу не хватает выразительной насыщенности, попробуйте минимизировать его площадь в кадре, переведя зум-объектив ближе к телеположению. Узкоугольная съемка удаленных объектов является широко известным и устоявшимся приемом и особенно хорошо удается, когда эти объекты окружены визуально приятным фоном. Низкоконтрастные фотографии идеально подходят для одноцветного тонирования, а если при съемке вы еще и позаботитесь о том, чтобы в кадр не попала ни одна из примет современной цивилизации, то снимки эти окажутся как бы „вне времени». Если же требуется сделать фотографии с более высоким уровнем контрастности, то для получения чистого белого и глубокого черного цветов в графическом редакторе надо воспользоваться функцией Image > Adjust > Levels выставив в нужное положение движки Highlights (светлые тона) и Shadows (темные тона) в блоке Input Levels.
ФОТОГРАФИРУЕМ ЛЕТОМ
Яркий и теплый летний солнечный свет способствует получению насыщенных и богатых цветами фотографий, надо только не забывать о некоторых подводных камнях.
При наличии таких крайностей контрастности, как глубокие черные тени и яркие белые света, надо остерегаться специфических точечных источников яркого света, например, бликов от воды или отражений от стекла. Они обманывают экспонометр камер, и те, учитывая такую мнимую повышенную яркость, в результате выдают снимок гораздо более темный, чем вы рассчитывали получить. Жара и сопутствующее ей марево тоже могут привнести нежелательные эффекты, оказав влияние на оценку цветов сенсорной матрицей.
Если объектив вашей камеры может закрываться дополнительными навинчивающимися фильтрами, то для получения наилучших результатов в таких условиях попробуйте применить ультрафиолетовый фильтр. Избавиться от чрезмерной насыщенности цветов можно и в графическом редакторе командой Saturation. Также при съемке необходимо следить за мощными потоками прямого солнечного света — они вызывают появление глубоких теней, лишенных каких-либо деталей. Поэтому если фотографируемый объект достаточно мал и находится в непосредственной близости от вас, можно попробовать применить заполняющую вспышку для высветления этих теневых областей. В любом случае, оптимальное время съемки не должно захватывать околополуденные часы — тогда направление потока света более ясно выражено и будет способствовать проявлению текстур и мельчайших деталей.
Съемка при мощном прямом солнечном свете является сложным процессом. Естественные объекты, например, флора и фауна, смотрятся в ярких солнечных лучах значительно живее — по крайней мере, до тех пор, пока вам удается избегать глубоких теневых „карманов», поглощающих мелкие детали снимка. Экспонометрия при таких условиях требует повышенного внимания, и здесь можно посоветовать производить замер экспозиции по самому крупному среднетональному объекту, который вы наблюдаете в видоискателе.
ЗИМНИЕ СЪЕМКИ
Несмотря на холодину и невероятные усилия, необходимые для выпихивания себя любимого на улицу, зимние месяцы открывают цифровому фотографу широкие перспективы. Самым серьезным ограничением зимнего сезона является небольшая продолжительность светового дня: в вашем распоряжении есть всего несколько часов слабого света для съемок „на пленэре», а в конце декабря после трех часов дня обычно фотографировать уже нельзя.
Тем не менее, зима — прекрасное время для фотографирования памятников архитектуры, исторических монументов и городских видов, потому что низкий зимний свет проявляет текстуры и дает тени, которые не видны в летние месяцы. Зимний свет преимущественно бесцветен, в нем нет летних теплых красноватых тонов, зато, под стать сезону, появляются холодные синеватые. Сделайте над собой усилие и выберитесь наружу, когда за окном переменная облачность — если повезет, наградой вам будут снимки с впечатляющей игрой света, облаками и даже радугой! Не стоит слишком уж переоценивать практические аспекты съемок на холоде с прожорливыми цифровыми камерами, просто имейте ввиду, что при низких температурах заряд аккумуляторов вашего фотоаппарата иссякнет значительно быстрее, чем вы ожидаете.
Если у вас есть второй комплект аккумуляторов, захватите его с собой, положив в теплый карман, чтобы предотвратить быструю потерю емкости. Также старайтесь пользоваться ЖК-дисплеем и вспышкой только при крайней необходимости.
УЧИМСЯ ДУМАТЬ МОНОХРОМНО
Самый простой способ научиться снимать в естественном свете состоит в том, чтобы научиться думать в терминах черного и белого цветов. Монохромные изображения позволяют значительно лучше видеть атмосферу окружающего мира и могут способствовать улучшению композиций, которые кажутся тускло-серыми, особенно в зимние месяцы. Любой графический редактор умеет преобразовать цветной RGB-файл в монохромный, но весь фокус в том, что наиболее стильные черно-белые снимки получаются из тех кадров, которые еще при своей „цветной» жизни имели прежде всего хороший тональный диапазон и богатые текстуры.
Большинство завораживающих дух фотопейзажей получаются благодаря точной передаче реальной картины и последующей хитроумной обработке. Одна из прелестей черно-белой фотографии как раз состоит в том, что вы можете делать отдельные области различных оттенков серого цвета темнее или светлее, и при этом они не кажутся передержанными.
В УСЛОВИЯХ СЛАБОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ
Даже столкнувшись с проблемой постепенного снижения уровня освещенности, все равно можно добиться получения качественных снимков — при условии, что у вашей камеры есть возможность изменения эквивалентной чувствительности (ISO). Эта чувствительность определяет восприимчивость сенсоров ПЗС-матрицы к световому потоку, позволяя эффективно работать при более низких уровнях освещенности, чем обычно.
На самом верхнем конце этой шкалы, например, при ISO 800, вы сможете фотографировать почти те же самые сюжеты и композиции, что и раньше, но… без использования вспышки, которая обычно убивает атмосферу естественного света.
Неприятным побочным эффектом увеличения чувствительности ISO является возникновение отдельных произвольно окрашенных пикселей, которые называются шумом. Шум возникает тогда, когда сенсорам матрицы не хватает потока света для точного расчета цветов в каких-либо точках — так, по ошибке, в изображении появляются яркие зеленые или красные точечки. Как и зернистость обычной фотопленки, цифровой шум приводит к уменьшению детализации снимков. Однако шум наиболее заметен только на крупноформатных отпечатках и не будет так явно выражен при печати традиционных фотографий 10х15 см.
НЕМНОГО О ПОРТРЕТАХ
Самые опытные свадебные фотографы обычно приезжают на место торжества пораньше, чтобы „поохотить-
ся за подходящим местечком в тени для портретной съемки. В лучах прямого солнечного света большинство людей часто моргает и щурится, что полностью искажает естественное выражение лиц. Конечно же, вам никто не скажет спасибо за неудачные портреты, так что надо быть готовыми оперативно решать возникающие проблемы прямо на месте.
Высокое полуденное солнце повинно в большинстве портретных неудач: создавая неестественные тени в районе бровей и подбородка, оно превращает изысканных красавиц в суровых дам в летах. Лучшим решением этой проблемы будет укрыться в ближайшей тени, например, под кроной дерева. Как только „жертвы съемки» спрячутся от солнца, гримаса с их лиц исчезнет, а зрачки расширятся. Учтите, что снимок, сделанный в тени зеленого дерева, неизбежно будет
иметь более сильный зеленоватый оттенок, чем вы ожидаете, но это можно элементарно исправить в графическом редакторе, пропорционально добавив малинового при балансировке цветов.
Если вы серьезно увлекаетесь портретной съемкой, полезным приобретением будет складной отражатель Lastolite или Lite Disc — он поможет сбалансировать те тени, которые так или иначе попадают на ваши снимки. В раскрытом состоянии эти отражатели представляют собой легкие белые диски внушительных размеров, обратная сторона их обычно покрыта серебристой или золотистой фольгой. Рефлектор следует разместить под лицом фотографируемого, но так, чтобы этот диск не попадал в кадр. Стоит также поэкспериментировать с золотистыми отражениями света, чтобы получить более теплый и привлекательный портрет.