Расскажи друзьям об этом:

Как снимать с близкого расстояния

Крупноплановая съемка небольших объектов на короткой дистанции задача непростая. Главным образом, из-за катастрофического уменьшения глубины резкости. Тим Дэйли расскажет о некоторых приемах преодоления этих трудностей
Близкое расстояние
Близкое расстояние

При съемке пейзажей одинаково резко могут быть переданы детали переднего и заднего планов, хотя расстояние между ними часто достигает нескольких километров. Первая особенность съемки с близкого расстояния заключается в существенном падении глубины резкости — она сжимается вплоть до нескольких сантиметров. При оценке глубины резкости необходимо учитывать расстояние до ближайшего объекта, который должен быть резким. Даже при съемке с самой маленькой диафрагмой, например, f/16, глубина резкости ограничена, и резкими выйдут лишь объекты, лежащие почти в одной плоскости.
Независимо от того, фотографируете ли вы небольшие объекты с большого расстояния с помощью телеобъектива или с близкого расстояния, используя широкоугольный объектив, результатом будет такая же маленькая глубина резкости, поскольку она зависит в первую очередь от масштаба изображения (а он в данной ситуации весьма крупный). Подобно глазу
человека, объектив фотокамеры, наведенный на близкий предмет, не может одновременно сфокусироваться на предметах, расположенных дальше. Это приводит к возникновению очень выразительного эффекта размытия заднего плана, на фоне которого буквально оживает главный объект.
ВЛИЯНИЕ ЗАДНЕГО ПЛАНА И ТОЧКИ СЪЕМКИ
При съемке с коротких дистанций обращайте внимание не столько на объекты, сколько на плоскость, в которой они находятся. Оцените расстояния от вашей камеры до фотографируемых предметов — и вы сможете легко представить себе, какие элементы получатся резкими. Резкими окажутся объекты, расположенные на одном расстоянии в одной плоскости. Менее значимые элементы вашей композиции, расположенные ближе или дальше от центрального объекта, будут размытыми или менее проработанными.
Получить резкое изображение всех элементов одновременно довольно трудно. Причем в большинстве
случаев этого и не требуется — просто представьте себе, что вы помещаете предметы в рамку: расфокусированный задний план служит фоном для центральных объектов, поэтому он должен быть однородным. Желательно, чтобы его цветовой тон гармонировал с главным объектом съемки. Помните, что программы обработки изображений дают вам возможность впоследствии затемнить задний план или сделать его более светлым.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Для передачи хрупкой красоты цветка у вас должна быть камера, имеющая режим макросъемки. При съемке на таких расстояниях нужно исключить дрожание рук, поэтому рекомендуем обзавестись портативным и достаточно устойчивым штативом, а также спусковым тросиком (его вполне может заменить автоспуск). При покупке дорогой цифровой камеры помните, что зеркальные фотоаппараты, как правило, менее универсальны, чем „мастера на все руки» — компактные камеры с зумом. Для съемки с близкого расстояния с помощью зеркальной камеры вам придется подыскать зум-объектив со встроенным макрорежимом или же купить специальный (весьма не дешевый) макрообъектив. При этом стандартные макрорежимы многих недорогих компактных цифровых камер позволяют получать впечатляющие снимки в масштабе, который и не снился любительским зумам зеркалок (посмотрите, например, тестовые кадры на диске А, полученные камерами, рассмотренными в этом номере журнала).
Условия естественного освещения не всегда благоприятны для крупноплановой съемки, но вам следует потратить некоторое время и попытаться найти подходящий вариант. Нет необходимости проводить сложные измерения экспозиции или полностью исключать естественное освещение, заменяя его вспышкой. Гораздо проще воспользоваться самодельным рефлектором. Он вернет световой поток обратно на ваш небольшой объект и подсветит затененные участки. Очень простой и эффективный прием — использование самодельного отражателя. В этом случае съемка с близкого расстояния потребует существенно меньших затрат, чем при использовании дорогих студийных рефлекторов (хотя они и более удобны). Лист белого картона формата А4, закрепленный подручными средствами, с успехом может превратиться в подобный отражатель света. Одновременно он послужит мини-экраном, защищающим объект съемки от ветра.
Профессиональные фотографы идут еще дальше в управлении естественным освещением. Они строят вокруг объекта что-то наподобие небольшого шатра, сделанного из белого нейлона или полупрозрачной бумаги. Такой тент создает мягкий рассеянный свет, падающий на объект съемки. Хорошие результаты получатся, если вырезать круг из листа бумаги формата А3 и затем проделать в его середине отверстие для объектива фотокамеры. Расположив рефлекторы со всех сторон, вы получите гораздо более сбалансированное освещение объекта.
ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ
Если же вам не удалось подобрать подходящий вариант использования естественного освещения, можно попробовать самому создать такие условия, которые будут полностью соответствовать вашим
требованиям. Предметы, которые находятся вне плоскости съемки, не представляют для вас никакого интереса, поэтому можно без особых церемоний раздвигать, изгибать, скручивать их, заботясь лишь о том, чтобы не слишком исказить композицию. Например, цветы, которые трудно сфотографировать в их естественной среде обитания, можно срезать и разместить с помощью приспособлений, используемых цветочниками для составления букетов. В этом случае, как полноправный хозяин положения, вы можете разместить объект на выбранном вами заднем плане и обеспечить гораздо более комфортные условия для съемки.
Для большей убедительности слегка сбрызните цветок водой, чтобы создать эффект „утренней росы». Если вы фотографируете один цветок, он должен заполнять все поле зрения видоискателя. Следует установить максимальную диафрагму, например, 2.8, чтобы размыть все детали заднего плана. Выберите задний план с нейтральной окраской, это поможет более эффектно выделить красочный объект.
СОСТАВИМ КОМПОЗИЦИЮ
Формы и узоры листьев выбранных нами для примера цветов при съемках с близкого расстояния отличаются большим многообразием. Перед тем как формировать из них композицию, вы должны внимательно изучить особенности их фактур. Всегда делайте дубли каждого кадра. Больше экспериментируйте. В этом случае, вернувшись домой, вы сможете выбрать лучшее решение. Если фактуры богаты рельефными деталями, сделайте несколько снимков под разными углами.
Графичность изображения подчеркнут диагональные линии от одного угла кадра до другого. Для получения различных ракурсов удобно работать со штативом.
Достаточно лишь слегка изменять наклон его головки, поскольку при съемке с близкого расстояния даже небольшое изменение положения камеры приводит к значительным изменениям композиции.
ЗАГОТОВКА ТЕКСТУР ДЛЯ МОНТАЖА ИЗОБРАЖЕНИЙ
Еще одним приемом, полезным для съемки на природе, является подготовка коллекции изображений, которые впоследствии можно использовать для монтажа фотографий. Использование естественных природных узоров придаст больше достоверности результатам ваших искусных действий в Photoshop. Многие эффектные смонтированные изображения получены с применением тонких естественных текстур, которые добавляют интереса не только снимку, но и процессу работы над ним. Ключевым моментом при выборе текстурных заготовок для будущих комбинированных снимков является выбор простых упорядоченных объектов. Грубые текстуры, созданные на основе рисунка поверхности камня, песка или холста, могут придать необычные черты цифровому изображению, но при этом сделают его избыточно глянцевым, нарочито искусственным, а порой (всему есть предел) выдадут слишком очевидное применение графического редактора.
ТИМ ДЭЙЛИ / TIM DALY
Тим Дэйли — опытный фотограф и эксперт по цифровой фотографии, написавший не одну книгу по этой теме. В настоящее время он постоянно сотрудничает с ведущими английскими журналами, популяризируя искусство цифровой фотографии.
www.dcmag.co.uk/TimDaly



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом