Расскажи друзьям об этом:

Диафрагма

Диафрагма — пожалуй, самый творческий из органов управления камеры — помогает подчеркнуть все важные элементы снимка. Тим Дэйли продемонстрирует вам механику и логику ее использования и ч

Изменением глубины резкости можно решать многие творческие задачи — к примеру, смягчать или подчеркивать различные части изображения

Диафрагма
Диафрагма

В отличие от съемок в студии фотосъемка при естественном свете может оказаться задачей нетривиальной — из-за перепадов освещенности. На количестве света, необходимого для удачного фотоснимка, могут сказаться и плотность облачного покрова, и время суток и года. Справиться с ситуацией фотографу помогает конструкция объектива, позволяющая менять его отверстие, называемое диафрагмой.

Диафрагма, имеющаяся и в традиционных, пленочных, и в цифровых камерах, представляет собой круглое отверстие изменяемого диаметра, регулирующее количество света, падающего на матрицу. Как и зрачок человеческого глаза, диафрагма может расширяться и сужаться, пропуская строго необходимое количество света в постоянно меняющихся условиях съемки. Кроме кадрирования и наводки изображения на резкость фотограф должен еще и определять количество поступающего света, называемое экспозицией. Если выбрана правильная комбинация значений выдержки и диафрагмы, будет достигнута идеальная экспозиция, выявляющая детали и в высоких светах, и в глубоких тенях.

ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ

В отличие от старых пленочных камер, где значение диафрагмы можно выставить поворотом механического кольца, расположенного на самом объективе, в современных камерах диафрагмой управляют при помощи поворотного диска или качающейся клавиши, расположенной на корпусе камеры. Во всех камерах выдерживается универсальная шкала диафрагм, проходящая последовательность f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22. Малые значения числа диафрагмы наподобие f/2.8 ведут к более широкому раскрытию объектива, пропускающего больше света. Высокие числа диафрагмы наподобие f/22 обеспечивают минимальное отверстие, пропускающее через объектив минимум света. Эти точно отмеренные количества света едины для разных объективов всех производителей. При слабой освещенности применяют такие значения диафрагмы как f/2.8 и f/4, компенсирующие недостаток света, а яркий свет можно ограничить, установив диафрагму f/16 или f/22. В бюджетных камерах диапазон диафрагм обычно узок — всего два-три значения для типовых средних условий съемки. Причем чисто технически в компактных цифровых камерах нереально использовать значения диафрагмы менее f/11.

ДИАФРАГМА И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Диафрагма влияет на глубину резко передаваемого пространства при съемке — т.н. глубину резкости. Глубину резкости можно описать как расстояние от ближайшего резко передаваемого объекта до самого далекого, но все еще находящегося в фокусе. При значениях диафрагмы наподобие f/22 достигается максимальная глубина резкости, что дает возможность резко изобразить объекты и переднего, и заднего плана. При этом резко изображаемое пространство может простираться на много километров. Значения диафрагмы на другом конце шкалы наподобие f/2.8 обеспечивают малую глубину резкости, на коротких дистанциях ограниченную сантиметрами.

ТОЧКА ФОКУСА

Глубина резкости влияет не только на выбор диафрагмы, но и на выбор точки фокусировки, Как ни странно, глубина резкости сказывается не только на пространстве позади точки фокуса, но и перед ней. Наводя резкость на ближайший объект сцены, мы зачастую попус-
ту теряем ценную глубину резкости перед самим объектом, так что лучше выбирать точку фокуса на трети расстояния между передним и задним планами. В теории это выглядит несложно, но на практике, не сделав нескольких вариантов, определить ее положение бывает сложновато.

ДИАФРАГМА И УСЛОВИЯ СЪЕМКИ

На глубину резкости, необходимую для акцентирования сюжетно важных деталей, сильно влияет тема снимка. В интерьере большинство объектов съемки, удаленных более чем на десяток метров, будут абсолютно четкими, независимо от точки фокуса и установленной диафрагмы. Но на расстояниях от трех до десяти метров точку фокуса надо выбирать очень тщательно. Значения диафрагмы наподобие f/2-2.8 затушуют назойливый фон, а f/16-22 можно использовать для более четкой проработки фона.

Запомните золотое правило: чем ближе объект к камере, тем меньше максимальная глубина резкости. Короче говоря, при съемке, близкой к макрорежиму, максимальная глубина резкости сократится чуть ли не до пары сантиметров даже при диафрагмах в районе f/22. При портретной съемке наводите резкость по ближайшему зрачку, используя средние значения диафрагм вроде f/5.6-8. Если вы все еще не знаете, какое значение использовать, попробуйте снять три варианта с разными значениями числа диафрагмы, просмотрите их на ЖК-дисплее, а уж после переходите к съемке.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА ТИМ ДЭЙЛИ

ЗНАЧЕНИЕ ДИАФРАГМЫ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Если вы пользовались камерой только в режиме автоматической экспозиции, то истинная взаимосвязь между выдержкой, диафрагмой и чувствительностью для вас далеко не очевидна. Качественные цифровые камеры обеспечивают регулировку чувствительности матрицы (измеряемую в единицах ISO), позволяя снимать в различных условиях освещенности — от солнечного полудня до сумерек. Если вам необходимо поработать с глубиной резкости, добившись определенного числа диафрагмы, а вы уже дошли до края шкалы доступных диафрагм (но не предельных значений), просто измените значение ISO, чтобы сдвинуть шкалу в нужную сторону.

DIGITAL PHOTO camera

 




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом