Расскажи друзьям об этом:

RAWнение на качество

В эпоху цифровой фотографии все больший интерес проявляется к самостоятельной обработке отснятого материала. И дело не только в возможности устранить или замаскировать многие огрехи аппарата и ошибки пользователя. Основная причина кроется в том, что фотографы эры автоматических мини-лабов снова ощутили свободу, обретя возможность управлять всеми этапами на пути к конечному результату, как было ранее при работе в «темной комнате». Естественно, что это отнимает некоторое время, но результат того стоит, если приоритетом является качество.

Мозаика Байера

Перед тем как приступить к рассмотрению формата RAW (англ. raw — сырье), стоит вспомнить общие принципы формирования изображения в цифровых фотоаппаратах. Так, главным компонентом любого такого устройства является матрица, состоящая из массива светочувствительных элементов, регистрирующих только яркость попадающего на них света. Этим она принципиально схожа с черно-белой фотопленкой. Для получения цветного изображения необходимо «научить» фотодетекторы различать свет с разной длиной волны, т. е. воспринимать цвет. Для этого было найдено простое решение: установить над каждой светоприемной ячейкой фильтр, пропускающий свет только определенного цвета. Существует несколько способов размещения фильтров по площади матрицы, но на сегодняшний день наиболее распространенным является Байе-ровская мозаика (по имени ее разработчика Bryce E. Bayer, инженера фирмы Kodak) из трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Процентное соотношение количества ячеек следующее: красных и синих — по 25%, зеленых — 50%. Такая пропорция была выбрана с учетом особенностей человеческого зрения, которое наиболее чувствительно к зеленому цвету.

Каждый фотодетектор матрицы воспринимает только один цвет из трех, но с глубиной 12 бит (бывают и исключения). Полученная информация представляет собой массив данных от трех групп светочувствительных элементов (красных, зеленых и синих). В результате RAW-файл является более компактным по сравнению с TIFF,
в котором хранится уже готовое к работе изображение, построенное на основе RAW-данных. Кроме того, в некоторых камерах используются специальные алгоритмы компрессии, позволяющие еще уменьшить объем RAW-файла.

Преимущества RAW

Для превращения исходной информации, полученной от матрицы, в изображение привычного формата необходим ряд преобразований, поскольку окраска реальных объектов не ограничивается тремя цветами, которые способны регистрировать элементы матрицы. Именно поэтому процессор камеры производит RAW-интерполяцию, т. е. анализирует данные из соседних ячеек и, используя эту информацию, рассчитывает реальный цвет каждого пиксела. После этого осуществляется коррекция в соответствии с установленными значениями баланса белого, контраста, насыщенности и резкости. В завершение происходит конвертирование в 8-битный цвет, и файл записывается на карту памяти в JPEG- или TIFF-формате. На первый взгляд это не так уж и плохо, потому что эти форматы стандартны, их можно открыть в любом просмотрщике изображений или графическом редакторе, причем практически на любых аппаратных платформах. Но при записи JPEG используется компрессия с потерями, что неизбежно приводит к ухудшению качества, хотя при малой степени сжатия это не слишком заметно.

TIFF сжимается без потерь, но имеет гораздо больший размер. Однако несмотря на эти существенные различия, при просмотре отпечатанных снимков часто невозможно отличить TIFF от JPEG с минимальной компрессией.

А причина тому довольно проста: оба формата изначально содержат почти одинаковое количество информации, так как имеют одну и ту же степень потерь данных при их создании, поскольку после внутрикамер-ного преобразования RAW в JPEG или TIFF остаются только 8 бит данных на канал, а остальные безвозвратно теряются. Именно поэтому использование формата TIFF в обычных (бытовых) условиях приводит только к потере места на карте и времени при выгрузке громоздких файлов из буфера аппарата. Однако отметим, что при фотографировании определенных сюжетов и для некоторых видов научной съемки подходит только TIFF.

Другая проблема JPEG и TIFF состоит в сложности исправления ошибок. Хорошо, если при съемке фотограф все установил правильно. Но если баланс белого, экспозиция или другие параметры были определены неверно, то без правки в графическом редакторе не обойтись. Вот тут пользователь и столкнется со сложностями, так как коррекция данных в этих форматах без видимых негативных последствий возможна только в довольно узких пределах из-за все той же потери данных при преобразованиях в камере. Но так ли это существенно? Если снимаемая сцена малоконтрастная и съемочные параметры установлены верно, то цифровой снимок, полученный непосредственно из фотоаппарата, и аналогичный кадр, созданный путем конвертации RAW-файла на компьютере, будут очень похожи друг на друга. Однако чем контрастнее будет сюжет, шире его цветовая гамма, больше ошибка в съемочных параметрах, тем более явными станут отличия. Отдельная проблема — муар, который очень сложно устранить при обработке JPEG или TIFF.

При использовании формата RAW практически нет необходимости выставлять такие параметры настройки изображения, как баланс белого, уровень резкости, контраст, насыщенность. Их можно легко откорректировать после съемки, причем сделать это в довольно широком диапазоне с минимальным влиянием на качество снимка, так как в процессе обработки будет использоваться вся информация, полученная от матрицы. Даже вводить экспокоррекцию можно потом, но важно помнить, что это не отменяет правильную экспонометрию, так как диапазон изменений ограничен +/-2 EV, а в реальности не стоит без необходимости применять коррекцию более +/-1 EV. Благодаря этому при съемке сложных сюжетов допустимо даже умышленно давать недодержку в 0,7-1 EV, что поможет сохранить детали на светлых участках изображения и получить более короткую выдержку. Все упомянутые особенности значительно увеличивают оперативность съемки и позволяют сконцентрироваться на построении композиции кадра.
Проблемы конвертации

Для преобразования RAW-файлов в наиболее распространенные форматы существуют специальные программы — RAW-конвертеры. Они фактически имитируют работу процессора камеры, но, учитывая большую производительность ПК, могут использовать более совершенные алгоритмы и обеспечивать дополнительные функции. Каждая фирма-производитель цифровой фототехники выпускает конвертер для файлов от своих аппаратов, поддерживающих этот формат. Также существуют универсальные продукты от независимых разработчиков: С1, BibbLe, Adobe Camera RAW (плагин для PS CS/ CS2) и другие. Важно отметить, что результаты, полученные при преобразовании одного и того же файла в разных программах, могут существенно отличаться друг от друга. Именно поэтому рекомендуем попробовать несколько продуктов и выбрать наиболее подходящий для конкретных задач.

Несмотря на все свои преимущества, RAW не идеален. Одним из его недостатков является отсутствие стандартизации, хотя с подачи Adobe работы в этом направлении уже ведутся, но сомнительно, что все производители поддержат такую инициативу. А в настоящее время у каждой фирмы, а часто даже у каждой модели камеры, имеется свой уникальный тип этого формата, что может вызывать определенные трудности. Тем не менее появление универсальных программ, способных обрабатывать RAW от разных аппаратов, и интеграция такой функции в Photoshop CS/CS2 практически нивелировали эту проблему в наше время.

Выводы

Возможно, многие скажут, что возня с конвертацией сложна и отнимает время, а прирост качества некритичен для многих задач. Такое мнение не безосновательно, но на этот случай в RAW-конвертерах есть функция пакетной обработки с параметрами «как снято», что позволяет быстро получить такой же JPEG или TIFF, как выдает камера. Кроме того, в ряде фотоаппаратов можно задействовать одновременную запись RAW+JPEG, благодаря чему сразу же получаем доступный формат для немедленного использования (или пересылки через Интернет), а также исходник для архива. При нынешнем падении цен на флэш-память и появлении различных портативных накопителей вопрос свободного места на карте памяти становится уже не столь актуальным.

А доступность болванок CD и DVD устранила проблемы с хранением отснятого материала. По сути, смысл всей этой «затеи» с записью снимков в RAW состоит в том, что по прошествии времени какой-либо кадр может оказаться очень ценным в коммерческом или другом отношении, и вам понадобится сделать качественный отпечаток или воспроизвести его полиграфическим способом — вот тут архив RAW и будет очень кстати.


Расскажи друзьям об этом:



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом