Расскажи друзьям об этом:

ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА

Если у вас имеется цифровой фотоаппарат, и вы задумали приобрести сканер, не спешите. Цифровые камеры воспроизводят фотографии, негативы, диапозитивы и другие изображения значительно быстрее и качественнее. Мы расскажем о том, какие аксессуары вам понадобятся, и что нужно делать.

ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА
ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА

ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА
ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА
ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА
ФОТОКАМЕРА ВМЕСТО СКАНЕРА

ВЫБОР КАМЕРЫ
Компакт-камеры: для разовой репродукции вполне подойдет простая компактная камера. Правда, обязательно наличие зум-объектива, функции «Макрорежим», автоспуска, резьбы на корпусе для крепления на штативе и резьбы на объективе для фильтров. Либо придется докупать дополнительное устройство для их крепления. Желателен также крупный ЖК-дисплей для максимального контроля над границами кадра и настройками.

Зеркальные камеры: цифровая зеркалка обеспечивает большую гибкость в работе. Специальные объективы, меха для макро- и микросъем-
ки и прочие аксессуары значительно расширяют пользовательские возможности. Если вы часто делаете цифровые репродукции разных изображений, то без этой покупки вам никак не обойтись. Дистанционный спуск затвора — удобная альтернатива автоспуску.

По сути сканер делает то же, что и цифровая камера: создает цифровое изображение объекта. Однако работает он значительно медленнее, поскольку оригинал сканируется строчка за строчкой. Сенсор цифровой камеры справляется с этой задачей за доли секунды. Преимущество фотографирования перед сканированием по скорости становится тем очевиднее, чем больше фотографий, диапозитивов или документов предстоит оцифровать. А добиться от камеры достаточно хорошей цветопередачи не так уж сложно.

Итак, обладатели цифровой камеры могут вполне обойтись без сканера. Правда, следует признать один очевидный недостаток фотоаппарата перед сканером: шестимегапиксельная
камера воспринимает меньше точек изображения, чем планшетный сканер, считывающий оригинал формата 9×13 с разрешением 600 точек на дюйм. Однако в большинстве случаев разрешения камеры вполне достаточно.

МЕТОД I: оцифровка фото и документов

Непрозрачные оригиналы, то есть фотоснимки, книги, журналы, документы, фотографировать проще всего. Как правило, эти изображения намного крупнее, чем слайды или негативы формата 24×36 мм.

Здесь без особого труда можно получить хорошие результаты. Сначала установите на диске управления режимами съемки автоматический приоритет выдержки (Tv), автоматический баланс белого и самую низкую чувствительность сенсора (ISO), чтобы свести к минимуму шумы. Затем закрепите камеру на штативе и, для начала, просто на глаз, поместите перед ней оригинал. Теперь надо обеспечить равномерное освещение. При этом на глянцевых оригиналах не должно быть бликов. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на них с той самой точки, с которой будете снимать. Если оригинал загибается, рекомендуется поместить его под стек-
ло. Глядя в видоискатель цифровой зеркальной камеры или на ЖК-дисплей компакт-камеры, определите фокусное расстояние и границы кадра. Наконец, выровняв оригинал, просто нажмите на спуск — и снимок готов.

Аксессуары для особо точных репродукций

Специальные принадлежности ускорят процесс и повысят качество. Некоторые устройства не нужно покупать, их можно сделать самому.
Работа со штативом: только штатив гарантирует несмазанные снимки и заодно помогает четко фиксировать границы кадра. Правда, чтобы направить объектив вертикально вниз, понадобится совместимый со штативом кронштейн. За неимением штатива камеру можно поставить на стол или на стопку книг. В этом случае разместите оригинал на стене. Закрепить его можно будет с помощью скотча.

Приобретать специальный штатив для репродукций имеет смысл лишь при условии, что он будет использоваться часто. Такое профессиональное оборудование представляет собой надежную платформу с вертикальной стойкой, на которой имеется крепление для камеры, перемещающееся вверх вниз. Совсем маленькие репроштативы для легких камер стоят порядка $30. Модели с большей площадью опоры и высокими стойками стоят около $100-150, зато они легко выдерживают вес даже самых тяжелых камер.

Если у вас есть старенький фотоувеличитель, можно вдохнуть в него вторую жизнь и сделать прекрасный штатив для репродукций. Держатель оригиналов экономит время: во избежание перспективных искажений оригиналы надо точно центрировать и выравнивать относительно объектива камеры. Специальные держатели обеспечивают стабильно хорошие результаты и берегут драгоценное время.

В библиотеках и архивах используют специальные фиксаторы для оригиналов, которые в самом элементарном варианте состоят из уголка, избавляющего от необходимости раскрывать репродуцируемые книги и журналы до предела, дабы не повредить корешок. Дорогие фиксаторы имеют подвижные элементы для разного рода настроек. Профессиональное освещение для репродукций: лучше всего использовать лампы одинаковой мощности, установленные на равном расстоянии и под равным углом относительно поверхности оригинала. При размещении ламп следует следить, чтобы они не отражались в репродукционном столе. Причем свет должен быть пропущен через рассеиватель («стрип») для равномерного освещения оригинала.

Простое решение: можно воспользоваться недорогими канцелярскими прищепками или настольными светильниками с люминесцентными лампами дневного света. Рекомендуются U-образные люминесцентные лампы, в которых используется широко распространенный штифтовый цоколь.

Серая карта как ориентир: в режиме автоматического баланса белого ССО-/СМОБ-сенсор измеряет действительную цветовую температуру. Для фотографий в стандартных условиях съемки это вполне целесообразно и дает неплохой результат. Однако при копировании изображения важно добиться нейтральной экспозиции и цветопередачи. Выберите ручную настройку баланса белого. Пробные снимки позволят вам скорректировать баланс белого по цветовой температуре источников света. Еще лучше определить нейтральные значения по серой карте. Ее можно сделать самому: залейте в графическом редакторе страницу 50-процентным серым и распечатайте ее в черно-белом режиме. Хоть это и не обеспечит безупречного баланса белого уровня нормированной карты из фотомагазина, результат все равно будет очевиден.

Серая шкала для большей точности: в отличие от сканера цифровые камеры не задают значений черной и белой точек. В частности, это приводит к ошибкам в цветопередаче. Поэтому помимо серой карты вам понадобится еще один ориентир, в идеале — серая шкала или цветовая карта от Kodak или Jobo с белым, черным и средне-серым полем. Впрочем, и здесь можно обойтись распечаткой. Компьютерная обработка: цветокоррекцию готовых репродукций можно выполнить непосредственно на компьютере. В Photoshop, например, команда «Ctrl+L» открывает окно «Levels», в котором можно работать с отдельными цветовыми каналами. Однако значительно проще и быстрее настроить пробный кадр по серой шкале перед съемкой.

Как это делается: съемка большого количества оригиналов с оптимальным качеством

Если предстоит копировать много оригиналов, не обойтись без надежной установки, допускающей перемещение камеры по вертикали. Это позволит быстро снимать в самых разных форматах. Кроме того, важно следующее:

► постоянные условия освещения, то есть правильная организация света. Это могут быть одинаковые вспышки или прожекторы.

► ручной баланс белого, установленный по серой шкале. Это гарантирует нейтральную цветопередачу изображения. Сохраните данное значение в камере.

► ручная экспозиция. При автоматическом замере темные оригиналы будут получаться слишком светлыми, а светлые — слишком темными. Сделайте пробный снимок по серой карте. После этого менять диафрагму, выдержку и фокусное расстояние уже нельзя.

Итак, вы добились постоянных условий съемки, необходимых для фоторепродукции: установили экспозицию и стабильное освещение. Теперь, даже при большом количестве неоднородных оригиналов, все готово для профессиональной быстрой работы.

Ориентир и оригинал на одном снимке: как правило, музеи стараются включать в снимки экспонатов нормированную серую карту-шкалу. Когда в кадре помимо оригинала присутствует такой ориентир, впоследствии бывает проще подстраиваться под новые методы печати и воспроизведения. В Photoshop легко оценить точность передачи цветов и яркости. Кроме того, черно-белая или цветная шкала на снимке позволяют определять градации. Оправданы ли такие сложности — решайте сами.

МЕТОД II: репродукции слайдов и негативов

Хороший сканер дает безупречное изображение, но лишь при наличии специального слайд-модуля, который выпускается не для всех моделей. Но сравниться с цифровыми камерами по скорости все равно не может ни один сканер. Для создания цифрового архива коллекции слайдов или негативов желательна специальная репродукционная установка.

Конвертеры для увеличения: прозрачные оригиналы, такие как диапозитивы и негативы, относительно малы. К сожалению, большинство цифровых компакт-камер не в состоянии резко и во весь кадр отображать площадь 2,4х3,6 см, даже при активации макрорежима. Выходом из этого положения является приобретение в специальном магазине оптического макроконвертера. Объектив камеры должен иметь
резьбу под фильтр, куда он и прикручивается. Найдите в магазине линзу с таким фокусным расстоянием, чтобы она давала достаточное увеличение. Правда, самые лучшие линзы, так называемые ахроматы, состоящие из нескольких линз, могут стоить несколько сотен долларов. Они обеспечивают цветовую коррекцию и часто выпускаются специально для определенных цифровых камер. Еще одну проблему представляют разные пропорции форматов. Если вы снимаете слайд формата 24×36 (3:2) цифровой компакт-камерой, неизбежны черные полосы, которые можно обрезать лишь в графическом редакторе.

Макрообъективы и кольца: обладатели цифровой зеркальной камеры могут воспользоваться и макрообъективом, настраивающимся на резкость в предельно близком диапазоне. В большинстве случаев такие объективы совместимы с цифровыми и аналоговыми моделями одного и того же производителя. Макрокольцо-адаптер позволит снимать также с удлинительными кольцами и мехами, увеличивающими расстояние между объективом и сенсором.

Равномерный свет снизу: для копирования слайдов или негативов их нужно просвечивать. Проще всего воспользоваться просмотровым столиком для слайдов. Даже самые маленькие модели дают достаточно света с равномерным рассеиванием и спектром, близким к спектру дневного света. При репродукции слайдов и негативов формата 24×36 мм обязательно нужна рамка из черного картона, чтобы на изображение не попадал паразитический свет.

Как это делается: быстрая оцифровка архива слайдов

Прозрачные оригиналы репродуцируются по тому же принципу, что и непрозрачные. Как правило, диапозитивы отличаются таким вы-
соким качеством, что результаты получаются хорошими даже при фиксированной малой диафрагме и автоматической выдержке. Но и здесь следует отключать автоматический баланс белого и фотографировать в режиме «Дневной свет». Если вы хотите работать с измеренными значениями черного, белого и средне-серого, приобретите в фотомагазине специальные калибровочные слайды и прозрачные серые шкалы.

Чтобы избавить себя от лишних проблем при расположении слайдов, имеет смысл закрепить скотчем простой картонный уголок на просвечивающейся панели. Тогда у вас всегда будет фиксированное начало координат для размещаемых оригиналов.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом