Расскажи друзьям об этом:

Портретная съёмка

Если вы хотя бы раз брали в руки фотокамеру, то обязательно снимали портреты. Рассматривать фотографии своих родных, близких и знакомых очень интересно. Как сделать так, чтобы портреты не были похожи на фотографии в паспорте, вы узнаете из этой главы.

Как снять портрет
Если после просмотра нескольких снимков зритель начинает зевать, значит, фотография не удалась. Постарайтесь снять так, чтобы при взгляде на свои портреты у объекта съемки невольно появлялись на лице улыбка, восхищение, а вы бы слышали одни благодарности в свой адрес.

Казалось бы, все очень просто: навел объектив фотокамеры на человека, нажал кнопку спуска — портрет готов. Осталось только напечатать шедевры. Если бы все было так просто, не было бы массы унылых и неинтересных фотографий. Такие снимки интересны только их владельцам.

Итак, с чего начинается хороший портрет? С терпения и наблюдательности. Хороший фотограф — это не только художник, но и психолог. Не торопитесь нажимать на спуск. Изучайте человека. Найдите характерные жесты, мимику, наклоны, повороты головы, реакцию на различные события. Для того чтобы снять удачный кадр, часто приходится делать несколько снимков. Большинство людей устают позировать уже после третьего кадра. Чтобы не прекращать съемки и добиться желаемого, ведите непринужденный разговор.

По возможности избегайте съемки «в лоб». Это неинтересно. Вовсе не обязательно, чтобы объект съемки строго смотрел в объектив и с вымученной улыбкой ждал, пока «вылетит птичка». Даже дети знают, что из современного «цифровика» давно уже птички не вылетают. Придумайте шутку, вспомните анекдот, расскажите что-нибудь смешное. Тогда на лице у модели появится естественная, радостная улыбка

Общайтесь с моделью, втяните в разговор, тогда выражение лица будет естественным . Когда появятся выразительные эмоции, снимайте.
Для детей приготовьте конфету, минисюрприз и т. д. Когда вы из-за спины перед нажатием на кнопку спуска вытащите шоколадку или игрушку, на лице ребенка непроизвольно появится восторг. Вот тогда и воспользуйтесь моментом. Если ребенок незнакомый, потратьте немного времени.
Станьте для него своим. Маленьким детям нужно немного времени, чтобы изучить незнакомого человека. Поначалу ребенок может капризничать, демонстративно корчить рожицу, отворачиваться. Проявите терпение и изобретательность. Тогда ваши усилия будут вознаграждены отличными снимками .

Просто замечательно, когда люди смотрят в сторону, а не в объектив . Когда люди в момент съемки увлеченно занимаются своим делом, снимки будут естественными и не напряженными.

Наиболее интересными получаются непостановочные снимки . На них обычно люди выглядят расслабленно, естественно. Они лучше раскрывают человека и позволяют его запечатлеть таким, каким он выглядит в жизни. Непостановочный портрет передаст характер без натянутых поз и искусственных улыбок. Художественная ценность такого портрета будет намного выше.
Итак, вы выбрали модель и мысленно видите будущий кадр, осталось его реализовать на практике. Нужно так выстроить границы будущего кадра, чтобы все в нем оказалось уравновешенным. Постарайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше всего лишнего. Объектив фотокамеры фиксирует все, что мы порой просто не замечаем. На снимке могут оказаться посторонний человек, чья-то рука, голова, предметы, не имеющие никакого отношения к сюжету. Оставлять в кадре нужно лишь те предметы и элементы окружения, которые помогут дополнить композицию портрета. Например, очень хорошо, когда на портретной фотографии присутствуют руки портретируемого. Они могут добавить выразительности, лучше раскрыть характер человека. Портрет хорошо может дополнить лишь один предмет — шляпа, трубка, мобильный телефон и т. д. (). Когда предметов много, взгляд разбегается.

Не располагайте модель строго по центру. Когда человек на снимке находится в самой середине кадра и строго смотрит вам в глаза, это не самая удачная фотография. Гораздо
лучше, если вы сместите объект немного в сторону: влево или вправо . Но не перестарайтесь: если будет слишком много пустого пространства, фотография будет казаться не уравновешенной.

Если вы хотите снять человека во весь рост, например, на фоне моря или горного пейзажа, не старайтесь одновременно запечатлеть всю полноту красивого пейзажа. Вы должны снять либо пейзаж, либо человека. Одновременно снять все не получится. Поэтому кадрируйте снимок так, чтобы человек не терялся на фоне пейзажа. Он должен быть передан достаточно крупно, узнаваемо. Пусть пейзаж будет лишь удачным фоном.

Вспомните старые бабушкины фотографии. Когда-то в фотосалонах были модными рисованные пейзажи: только самая малость, небольшой характерный фрагмент. Так и вы, постарайтесь, чтобы зритель восхищался не красотой пейзажа. Перед тем как сделать снимок, еще раз посмотрите, нет ли в кадре чего-то лишнего.
зок по всему полю — f8 и выше. Выдержку установите не более 1/60 с, чтобы избежать «шевеленки».

Не обязательно снимать портрет в полный рост. Можно снять человека по пояс. В этом случае руки начинают играть более важную роль. Можно сфотографировать портретируемого в тот момент, когда он разговаривает по мобильному телефону, держит в руках букет цветов, курит и т. д. Такие снимки более выразительны.

СОВЕТ

Проверяйте, подходит ли выбранный вариант вашей модели. Не надуманны ли поза, окружение, сюжет. Например, не стоит снимать подростка с сигаретой, крепкого серьезного мужчину с букетиком цветов, а хрупкую женщину с бензопилой.

Желательно, чтобы ноги были расставлены на ширине плеч. Поза должна быть естественной, расслабленной. Модель не должна
стараться изо всех сил выпрямить спину, натянуто держать голову и т. д., это смотрится неестественно.

Хорошо смотрятся портреты, когда модель стоит под углом 45° к камере, непринужденно повернув голову. Не помешает естественная улыбка.

Когда человек сидит, обращайте внимание на ноги. Можно попросить скрестить голени. Позу нога на ногу лучше избегать, это портит кадр.

Неплохие и довольно интересные портреты получаются при съемке крупным планом, когда на фотографии передано только лицо или даже часть лица. Не страшно, если вы не впишете полностью лицо в границы кадра. Можете смело убрать макушку, уши и даже оставить только лишь одни глаза. Это ваше право — взгляд фотографа может быть оправдан в любом случае, когда на снимке человек хорошо узнаваем. Лучше показать характерный взгляд человека, чем мутный и невзрачный портрет во весь рост по стойке смирно.
При съемке портрета крупным планом возрастает изобразительная нагрузка на каждый элемент. Все становится важным. Поэтому косметика, прическа, небритость и т. д. будут хорошо заметны.

СОВЕТ

Учитывайте, что современные цифровые фотокамеры очень четко передают детали лица, они буквально «вытягивают» все морщинки, волоски, точки и т. д. Поэтому на первый план выходит задача сделать снимок более мягким. Что для этого нужно? Мягкий рассеянный свет, меньшая глубина резкости — нужно увеличить диафрагму, то есть пошире открыть отверстие объектива.

Конечно, портреты смотрятся замечательно, когда фотокамера расположена именно на уровне глаз снимаемого человека. В таком случае получается прямой контакт с человеком. Но это не всегда самое
лучшее решение. Есть десятки различных вариантов, ваша задача — выбрать из них наиболее интересный и динамичный, чтобы показать человека с лучшей стороны, учитывая его особенности, конкретную ситуацию, настроение. Вы можете снимать снизу, сверху, сбоку.

Кроме того, у людей часто бывают недостатки: лысина, низкий лоб, крупный нос и т. д. При съемке нужно стараться не акцентировать внимание на недостатках. По возможности их следует скрывать. Отпечатанный снимок как приговор — он оставляет очень глубокие впечатления в душе.

Когда у модели очень маленькие глаза, снимайте на близком расстоянии, чтобы камера была ближе к глазам, и немного сверху. Если нос с горбинкой, снимайте спереди. Если лицо у человека вытянуто, снимать нужно сверху, а если лицо широкое, то снизу. Когда нос большой, попытайтесь изменить точку съемки — немного ниже лица, модель при этом должна немного откинуть голову. Людей, склонных к полноте, не стоит снимать в профиль — нужно найти точку, чтобы двойной подбородок был незаметен. За лысеющим человеком расположите темную ткань или подберите темный фон — лоб и голова будут темнее.

Довольно часто перед съемкой люди начинают стесняться и зажиматься. Часто приходится слышать, что люди плохо получаются на фотографиях, они не фотогеничны. Из-за этого они не хотят фотографироваться. Как они ошибаются! Это не они не фотогеничны, это фотограф, который их снимал прежде, относился к своей работе формально. Не бывает плохих моделей, бывают только плохие фотографы, которым нужно дружить с камерой и больше всего любить и уважать людей.

Любого человека можно снять так, что он себе очень понравится и скажет вам большое спасибо. Просто для этого нужно немного терпения, наблюдательности, умения работать с фотокамерой и желания понять, что творится в душе у этого человека. Абсолютно любой человек фотогеничен, более того — чем необычнее человек, тем более выразительными и интересными можно сделать сюжет и даже жанровую фотографию.
Глубина резкости портрета

Для портретной съемки глубина резкости имеет ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким. Но не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5,6-f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отделен от заднего плана — фона. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2-f4. В этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что находится за объектом фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. Фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т. д.

При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет
казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе, даже если рот и нос получатся сверх-резкими. Глаза всегда должны быть четкими, ясными, открытыми. Портрет будет вполне удачным, когда только одни глаза в зоне резкости. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.
Фототехника

Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит — вы получите искаженные пропорции лица. Разумеется, для съемки групповых портретов нужно взять широкоугольный объектив либо установить зум-объектив в короткофокусное положение. Иначе придется отходить на очень большое расстояние, что часто невозможно.
При съемке цифровой зеркальной камерой лучше всего подходят объективы для портретной съемки — это «фиксы», объективы с фиксированным фокусным расстоянием 85 и 100, а также 135, 150, 180 и 200 мм. При этом нужно учитывать, что фокусные расстояния увеличиваются при использовании их на цифровых камерах с матрицей, площадь которой меньше площади кадра 35-миллиметровой пленки.
Рассчитывайте габариты помещения, где будет производиться съемка. С объективами 100-200 мм в помещениях часто некуда отойти. Зумы обеспечат менее качественный результат, но пользоваться ими удобнее, особенно когда нет времени на «зумирование» ногами, нет возможности отойти дальше. Ими удобно снимать во время репортажа, экскурсии и т. д.

Из зумов наиболее предпочтительными для портретов будут объективы с фокусными
расстояниями 70-200 мм. Все остальное — дело вкуса и финансовых возможностей. Встречаются и откровенно плохие объективы, поэтому перед покупкой посмотрите в Интернете тестовые снимки, пообщайтесь на форумах.

Освещение

Успех портрета зависит от света. Свет — важнейшая составляющая портрета. При каком свете снимать? Самое лучшее освещение — это дневной свет. Тогда вы можете выставить минимальное значение чувствительности 100 и даже 50 единиц ISO, если позволяет камера. Чем меньше, тем лучше. Низкая чувствительность обеспечивает более качественное и детализированное изображение, лучшие тональные переходы, чистые и сочные цвета.
ВНИМАНИЕ

Чем больше чувствительность в единицах ISO, тем грубее и «грязнее» изображение, которое проигрывает по приближенности к оригиналу. Поэтому определите максимальную допустимую чувствительность вашей камеры, когда кожа не превращается в серую наждачную бумагу.
Иногда чувствительность умышленно завышают, чтобы искусственно создать эффект зернистой пленки для черно-белой фотографии.

Когда освещения недостаточно, камеру лучше установить на штатив и попросить модель не двигаться. Резкость и четкость снимка от этого выиграют. Но все должно быть в разумных пределах. Даже если камера на штативе, очень длинная выдержка не поможет. Человек все равно делает какие-то маленькие движения. Используйте систему стабилизации, снимок выиграет по микрорезкости. Установите камеру на автоспуск и можете включать себя в снимок.

В какое время снимать днем? Самое плохое время — это середина солнечного дня, полдень. Солнце находится высоко, свет ослепительно яркий, а тени получаются резкими и глубокими. Лица на таких снимках почти черные. В таком случае нужно включать вспышку. Это режим заполняющей вспышки. Она позволит смягчить тени и сделает лицо равномерно освещенным. Если есть возможность, снимайте утром или ближе к вечеру. Тогда солнечный свет становится мягким, очень хорошим с точки зрения фотографии. Очень хорошие условия для фотосъемки портретов — в пасмурную погоду. Равномерное, мягкое освещение способствует получению хорошо проработанных мягких портретов. Но и тогда часто бывает желательно использовать заполняющую вспышку. Особенно когда на улице уже темновато.

Если вы снимаете портрет в помещении, старайтесь днем использовать свет из окна. Откройте шторы, встаньте спиной к окну так, чтобы свет из окна падал на модель. Свет от встроенной вспышки — не самое лучшее решение для съемки портретов в помещении. Нужно учитывать, что при съемке с расстояния менее одного метра встроенная вспышка превращает лицо в белый плоский блин. А если расстояние до объекта превышает 3 или 6 м (в зависимости от модели камеры), встроенная вспышка практически бесполезна. Поэтому в ресторанах, банкетных залах не снимайте портреты со встроенной вспышкой на больших расстояниях, особенно с применением зума. Вы получите намного лучший и качественный результат, если будете снимать с использованием дополнительной внешней вспышки. Можно подойти на оптимальное расстояние 1,5-3 м. Для портретов в помещении это лучшее решение.

Внешняя вспышка — сравнительно дешевое, легкое и компактное решение вопроса освещения. Для съемки в помещениях лучше, когда внешняя вспышка имеет поворотную головку. В большинстве случаев вспышка работает в потолок. Но когда потолки очень высокие, цветные и неровной формы, они поглощают свет от вспышки. Тогда вам нужно наклонить головку в сторону человека. По возможности старайтесь «не пыхать в лоб».
меньше закрывала лицо
Если снимаете портрет человека ночью или на фоне ночной темноты, кроме вспышки можно использовать фонарик. С его помощью можно добиться интересных эффектов, подсвечивая модель.

Общие рекомендации

Ваше творчество ничем не ограничено: если есть модель, значит, должна созреть и фотография. Как это будет сделано — решать вам. Иногда можно сделать удачную фотографию, нарушив все правила. И только тогда этот снимок понравится модели. Но для этого нужно очень хорошо знать правила и уметь их применять на практике. Усвоили правила — смело их нарушайте: экспериментируйте, пробуйте. Иначе не будет движения вперед в фотоискусстве, ведь кто-то должен открывать новые горизонты в искусстве. Доверяйте внутреннему видению, тому, что подсказывает подсознание. Если внутри все протестует, значит, так поступать не нужно — ищите другие композицию, свет, ракурс, перебирайте разные варианты, делайте серии снимков. Если фотография вам нравится, вызывает желание ее долго рассматривать, то вы на правильном пути.

При съемке портретов ощущаются все преимущества цифровых технологий. Не нужно ждать, пока проявленную пленку вернут из лаборатории. Результат вы сразу видите на дисплее, если не понравилось, можно сразу переснять.
СОВЕТ

Не стоит ограничиваться одним кадром — всегда полезно сделать несколько снимков, а затем отобрать лучший из них для печати. На групповой фотографии кто-то получится с закрытыми глазами, кто-то отвернется в сторону, изображение может оказаться недостаточно четким.

В большинстве цифровых камер есть режим портретной съемки — на практике он часто дает неплохой результат. И если у вас еще нет навыков ручной съемки, бесспорно, лучше использовать портретный режим, чем полностью автоматический. Разумеется, более гибкие возможности и полный контроль обеспечивает режим ручной съемки, когда вы можете установить нужные диафрагму, выдержку, чувствительность.

Если при съемке портретов на автомате результат не устраивает, а с ручными настройками возникают проблемы, можно сделать автобрекетинг — серию снимков с разной экспозицией, а затем отобрать лучший. Цвет кожи людей не одинаковый: у кого-то светлее, у кого-то темнее. Поэтому поверхность кожи по-разному отражает свет. В связи с этим требуется вносить экспокоррек-цию, чтобы цвет кожи получился на снимке естественным.
Сняли портрет, что дальше?

Возможности современного программного обеспечения огромны. Используя их, можно существенно улучшить снимки: исправить неудачную экспозицию, сделать кадр резче или мягче, выправить тени, из нескольких кадров скомпоновать один, убрать все лишнее. И даже волшебным образом можно изменить возраст — сделать лицо молодым и красивым. Современные программы позволяют переодеть модель в другую одежду, изменить прическу и даже мимику.

Только одно неисправимо: пересвечен-ные и смазанные фотографии остается только удалить. Но не спешите сразу удалять все неудачные снимки. Они еще могут пригодиться вам, причем не только для анализа собственных ошибок. Нередко неудачный снимок можно обработать в редакторе, умело применив фильтры, различные эффекты. И тогда получится удачно стилизованный художественный портрет. Его даже можно распечатать на специальном холсте для струйной печати, поместить в багетную раму и повесить на стену.

Снимайте больше, и тогда ваши снимки будут улучшаться с каждым разом. Фотографируйте постоянно, благо с «цифро-виком» не нужно жалеть пленку. Учитесь на примерах хороших работ. Внимательно рассматривайте работы маститых фотографов, художников, скульпторов. Берите их приемы на вооружение, учитесь. Помните о главном: человек, которого вы снимаете, требует внимания. Каждый человек чем-то отличается от другого. Подчеркивайте и усиливайте его индивидуальность. Исправить на компьютере можно практически все, кроме безразличного взгляда.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом