Расскажи друзьям об этом:

Введение в «фотобанковское дело»

Текст: Сергей (zastavkin) Пристяжнюк, Василий (Bill) Коваль

Интернет-эпоха вкупе с цифровой революцией кардинально изменили мировой фотобизнес. Появление и бурное распространение в сети фотостоков стало новой ступенью развития фоторемесла. И к слову, ступенью вполне прибыльной. Если еще несколько лет назад сотрудничество с фотобанками воспринималось лишь как возможность окупить свое хобби, то теперь для многих оно явилось основным источником дохода. Неудивительно, что «стоковая» фотография быстро стала самостоятельным направлением, и все больше фотографов стремятся вступить в ряды «фотостокеров».

С середины XIX века и на протяжении почти целого столетия библиотеки фотоизображений существовали в основном при редакциях крупных периодических изданий. Самостоятельные  фотоагентства начали появляться в начале 20-х го­­дов прошлого века — одна из «первых ласточек» — агентство Robertstock — существует до сих пор. В 1947 году знаменитым фоторепортером Анри Картье-Брессоном и его коллегами было организовано самое уважаемое в мире фотоагентство Magnum Photo, стать корреспондентом которого почитается за честь среди известнейших фотографов. Появилось и множество других «фототек». В конце XX века над бесчисленными небольшими фотобанками возвысились монстры фотобизнеса – GettyImages, Corbis, JupiterImages, Zefa и некоторые другие. Сотрудничество с ними для многих фотографов стало золотой жилой, однако для новых участников эти агентства превратились в полузакрытые организации.

Однако до цифровой эры реализовать себя в фотобизнесе было довольно сложно даже выдающимся фотомастерам, не говоря уже о рядовых фотографах. Изображения передавались покупателю в виде слайдов, из-за высокой цены которых число заказчиков было невелико. Как только (в 90-х годах) стали возможными оцифровка слайдов и запись изображений на носители, ряд фотобанков стал тиражировать фото на CD, продавая копии многим пользователям. Цена на использование таких изображений упала, но за счет увеличения сбыта, ни фотобанки, ни авторы в накладе не остались. Правда, не замедлило появиться пиратское копирование дисков, что существенно сказалось на прибыли.

Всемирная паутина открыла новые широчайшие возможности для всех участников фотобизнеса. Первой компанией, начавшей активную онлайн-продажу изображений, стал основанный в 1995 году Марком Гетти и Джонатаном Кляйном фотобанк GettyImages, вскоре ставший бессменным лидером фоторынка. Другой пионер онлайн-фотобизнеса, основанный в 1989 году, – Corbis. Этот фотобанк разросся в результате покупки Биллом Гейтсом ряда традиционных фотобиблиотек. Отдельного упоминания заслуживает также стоковое фотоагентство Alamy, организованное в 1999 году как семейный бизнес Майком Фишером и его племянником Джеймсом Вестом. Благодаря политике относительно недорогих цен и открытости для новых авторов, Alamy очень быстро выросло и влилось в ряды крупнейших онлайн-библиотек мира.

 

 Микропейментовая революция

Популяризация сети интернет значитительно расширила поле деятельности фотоагентств и дала новый толчок развитию фотобизнеса. Широкое распространение цифровой техники позволило армии фотолюбителей наводнить просторы Всемирной паутины огромным количеством цифровых изображений. Появились онлайновые фотосайты, фотоклубы, фотообменники. В одном из таких сообществ и произошла микропейментовая революция (от англ. payment — плата).

Брюс Ливингстон, ранее работавший в Image Club Graphics, 10 мая 2000 года основал онлайн-фотосообщество Istockphoto для свободного обмена изображениями. Но затем, желая окупить оплату хостинга, он установил за скачивание изображений микроскопическую цену. С каждой загрузки небольшая часть денег шла автору, а остальное — на поддержание сообщества. Быстрый коммерческий рост проекта потряс мир фотобизнеса. Успех был неизбежен. С одной стороны, многие пользователи нуждались в дешевых изображениях (для оформления своей интернет-странички либо презентации покупать фотографию за сотни долларов не имеет смысла), с другой – многочисленные фотолюбители, которые и так выставляли в сети свои изображения, получили возможность зарабатывать на этом. Микропейментовая модель открыла новые обширные малобюджетные рынки сбыта, где прибыли для талантливых и продуктивных авторов оказались немалыми. Если в домикропейментовую эпоху (по словам Ли Фроста, автора авторитетных изданий в области фотографии) в среднем каждое фото приносило автору 1 фунт в год, то размещенное в нескольких микропейментовых банках хорошее портфолио дает цифру в несколько раз выше.

Фотобанки оказались разбиты на два лагеря — дорогие традиционные и молодые микропейментовые. Мировая фотообщественность взволновалась в ожидании виртуальной войны, и того, что микропеймент обанкротит традиционные фотобанки и сотрудничающих с ними авторов. Опасения оказались напрасными, у традиционных и микропейментовых фотобанков рынки сбыта хоть и пересекались, но незначительно.

Лидеры фотобизнеса вместо развязывания войны решили упрочить свое положение, вступив в микропейментовый рынок. Так JupiterImages вошел в микропейментовый рынок через Stockxpert.com, GettyImages приобрел Istockphoto, а Corbis открыл микросток SnapVillage.

Микропейментовые фотобанки, со своей стороны, также не остановились на достигнутом и начали делать шаги в сторону традиционных: стали вводить дорогостоящие виды лицензирования вплоть до очень дорогих эксклюзивных продаж, тем самым привлекая к сотрудничеству все новых и новых суперпрофессионалов.

 Храните карточки в фотобанках!

Микростоки не только предложили дополнительную возможность заработка профессиональным фотографам, но и возможность компенсировать траты на свое хобби продвинутым фотолюби­телям. Однако начинающему фотостокеру, чтобы добиться наибольшего успеха путем наименьших разочарований в этом ремесле, необходимо знать некоторые его особенности.

Покупаемые изображения часто используются в журналах, на рекламных баннерах, веб-сайтах и даже на телевидении. Типичный пример и эта статья, для которой большая часть фотографий приобретена в фотобанках. Однако основными покупателями на микростоках являются дизайнеры, которым требуются заготовки для проектов с небольшим бюджетом, не позволяющим провести заказную съемку. Это определяет и спрос на изображения. В большинстве случаев требуются не законченные художественно-дизайнерские работы, а именно заготовки.

 Востребованный сюжет

В фотостоках востребован любой (не почти, а абсолютно любой) сюжет. Есть примеры изображений, загруженных на фотобанки «от фонаря», но  они все равно периодически продаются. Например, у одного из авторов есть фотография внутренности стиральной машины, которая время от времени находит своих покупателей. У другого — фотография кирпичной кладки с трещиной, это фото стало своеобразным индикатором, — как только где-то в мире происходит землетрясение, этот снимок вдруг начинают покупать сразу в нескольких фотобанках. Но наибольшим спросом пользуются отдельные категории снимков.

Если смотреть топы продаж, то в них преобладают темы: бизнес, семья, красота, здоровье, стиль жизни, еда и напитки, объекты на белом фоне, абстрактные фоны и шаблоны. Цветы, животные и узнаваемые пейзажи также популярны у покупателей, но данной тематикой фотобанки уже переполнены. Поэтому принимаются и пользуются успехом лишь очень эффектные изображения. Наиболее успешны те снимки, в которых заложены простые идеи, визуально очищенные от всего лишнего, — это непременный атрибут успешной стоковой фотографии. Смысловая многоплановость «магнумовских» жанровых фотографий, как бы мы ими ни восхищались, здесь не проходит.

Например, фото Алёны Роот с ромашками было продано только на одном Shutterstock 920 раз, а далеко не самый ходовой снимок Юрия Аркуса с перекрещенными руками 4794 раза только на Istockphoto.

 Правильное атрибутирование

Каждая фотография, посылаемая в фотобанк, должна сопровождаться названием, описанием и ключевыми словами. Чем полнее и правильнее атрибутировано фото, тем проще покупателю найти его среди миллионов изображений в фотобанке.

Данные лучше заранее вписать в метаописание изображения. Это можно сделать в фотошопе или другой программе, позволяющей редактировать метаописание (IPTS). Лучше всего для этих целей подходит Adobe Bridge (CS2, либо последние обновления CS3). Необходимо заполнить три задела: в графу «Document Title» впишите название изображения, в поле «Description» — краткое описание, желательно не менее семи слов, включая предлоги и артикли, и, наконец, в поле «Keywords» — ключевые слова, их должно быть от 7 до 50. Название, описание и ключевые слова заполняются по-английски. Не пишите и не придумывайте лишнего! Это будет воспринято инспекторами фотостоков как спам и фото могут «завернуть» при проверке.

 Техническое качество

За последние годы требования к техническому качеству фотографий очень выросли. Многие принятые пару лет назад фотографии сейчас были бы однозначно «зарезаны» при приемке. Поэтому не стоит возмущаться что, мол, вон, в фотобанке есть карточки и похуже, а мои не принимают — посмотрите сначала на дату размещения. А затем изучите последние поступления, и сделайте еще лучше. Микростоки за годы своего существования смогли вырастить новое поколение профессионалов, снимающих востребованные снимки на высоком уровне. Если несколько лет назад микростокер воспринимался как любитель, посылающий нащелканные мыльницей фотки, то теперь «стоковый фотограф» звучит гордо, так как это профессионал, отвечающий за качество своей работы.

Фотографии для фотобанков должны быть:

– правильно экспонированными;

– грамотными по композиции;

– с минимумом шумов;

– с отсутствием хроматических абер­раций, бандинга и артефактов.

Использованием фильтров в графическом редакторе при подготовке фотографий лучше не увлекаться. Проследите, чтобы фокус был именно там, где ему положено быть по сюжету. Посылаемые варианты переведите в sRGB и убедитесь, что привью фото выглядит привлекательно. Последний пункт крайне важен. Ведь покупателю по запросу выводится множество привью, и глаз цепляется за наиболее заметные.

 Релизы модели и релизы собственности

Если на изображении различимы люди, то его можно послать в фотобанк только при наличии релиза, иначе говоря, расписки, в которой человек соглашается на использование данного изображения в коммерческих целях. За несовершеннолетних документ подписывается родителем (опекуном). Совершеннолетние модели (18 и старше) подписывают релиз самостоятельно. Во всех случаях в релизе модели должны быть полные контактные данные фотографа и модели (опекуна). Релиз обязательно подписывается и третьим лицом, который свидетельствует добровольность заключения договора меж­ду моделью и фотографом. У каждого фотобанка существует собственная форма релиза модели, которая обычно не принимается другими фотобанками. Поэтому, чтобы не подписывать каждый раз кучу бумаг, силами Клуба Стоковых Фотографов на основе многолетнего опыта разработаны универсальные двуязычные (английский-русский) формы, которые при правильном заполнении принимаются всеми фотобанками. Скачать данные формы можно свободно по этим постоянным ссылкам:

Релиз модели для взрослых: http:// zastavkin.com/html/lessons/bank/releaseRUSSIAN_ENGLISH_adult.doc

Релиз модели для несовершеннолетних: http:// zastavkin.com/html/lessons/bank/releaseRUSSIAN_ENGLISH_minor.doc

Если на фото присутствуют объекты авторского права, то необходим релиз собственности, подписанный правообладателем.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом