Расскажи друзьям об этом:

Предметная съёмка

Репетиция:  что творится за кулисами?

Текст: Антон Батоев, Денис Богомолов (2b-studio)

Предметную съемку можно сравнить с театром, а фотографа – с режиссером. Именно ему решать, кому дать главную, а кому – второстепенную роль. Заполняя сцену красками, игрой света и теней, фотограф из самого обычного предмета создает неповторимый образ, который в дальнейшем заговорит со зрителем. Будет ли его монолог интересным, напрямую зависит от воплощения творческого порыва фотографа.  2b-studio – это творческий тандем фотографов Дениса Богомолова и Антона Батоева, образованный в 2010 году. Мы работаем практически в любом жанре съемки, но основная специализация – рекламная и свадебная фотография. Проводим мастер-классы и ведем блог в ЖЖ, где делимся секретами фотосъемки.

http://2b-studio.livejournal.com
2b-studio@inbox.ru

Техника
Камеры: Canon 5D Mark II, Nikon D700
Объективы: Nikkor 50 mm f/1.4, Nikkor 24 mm f/2.8, Nikkor 105 mm f/2,

Canon 50 mm f/1.4, Canon 85 mm f/1.8, Sigma 24-70 f/2.8 идругие.
Аксессуары: вспышки Canon 430EX и YN-460 II,синхронизатор Cactus V4, ПО Adobe Photoshop CS5, Lightroom 3.

Приступая к съемке, мы всегда стараемся как можно больше узнать о снимаемом объекте: его историю, эволюцию, характеристики, назначение. Как говорится, чем лучше врага знаешь, тем легче его побеждаешь. В ходе такой «разведки» можно почерпнуть немало полезной информации, которая пригодится для формирования конечного образа. Чем тщательнее вы подготовитесь и спланируете весь съемочный процесс, тем больше у вас будет шансов получить хороший кадр. Важно четко представлять себе, что и как вы хотите снять, задолго до того, как щелкнет затвор камеры.
Про оборудование

Люди, знакомые с нашим творчеством, зачастую даже не догадываются о том, что большинство работ выполнено в домашних условиях. Они полагают, что мы используем студию с комплектом дорогих генераторов и осветительных головок, а иногда даже готовы заподозрить нас в дорисовывании элементов в графическом редакторе. Но это далеко не так. Для творческого развития хороши любые средства. На наш взгляд, глубоко заблуждаются те фотографы, которые даже не пытаются экспериментировать с имеющимся в арсенале оборудованием. Ведь главное – донести мысль до зрителя. И ему, зрителю, абсолютно все равно, каким способом вы воплотили задуманное в жизнь. Можно закупить килотонну света, расставить его по всей съемочной площадке, отснять множество кадров, с ужасом пересмотреть материал и… продолжать копить на более ценную технику, надеясь, что, если моноблок будет дороже, то и работы выйдут шедевральнее…
При таком подходе, не задумываясь о смысловой нагрузке снимаемого материала, можно бесконечно долго пополнять коллекцию оборудования, но качество портфолио от этого не станет лучше. Мы не утверждаем, что дорогое оборудование не нужно; напротив, к нему стоит стремиться. Как правило, оно наиболее надежно и имеет огромный потенциал. Вот только реакция зрителя никак не связана с уплаченной за технику суммой. На восприятие картинки действуют совсем другие факторы: цвет, свет и композиция.
Свет не должен определяться марками светотехники. Он бывает мягким или жестким, а источники освещения – постоянными или импульсными. К импульсным источникам освещения относится вспышка; к постоянным – люминесцентные лампы, светодиодный фонарь, галогеновые лампы, лампы накаливания, лазеры и так далее. Каждый из этих источников имеет свою природу света и цветовую температуру. При грамотном использовании их возможностей можно добиться впечатляющих результатов, а значит – реализовать свою идею десятками способов. Вот это понимание даст вам на съемочной площадке намного больше, чем дорогая осветительная головка или навороченный рефлектор.
В своих работах мы используем буквально все, что светится. В нашем арсенале имеются спички, разнообразные ­фонарики, галогеновый прожектор, вспышки, моноблоки, синхронизаторы, картонные сотовые насадки, фильтры в виде цветных пакетов, лазер. Очень часто мы комбинируем освещение, собираем различные насадки «на коленке», балансируем цвет с помощью обычных цветных полиэтиленовых пакетов, раскладываем свет на спектр, экспериментируя с различными средствами…
Думайте – как до, так и после съемки!

Знание композиции и природы распространения света поможет полностью сконцентрироваться на экспериментах, не отвлекаясь на технические параметры съемки. Это особенно важно, когда речь идет о предметной, то есть постановочной фотографии, где вся ответственность за расположение объектов в кадре, их цвет, размер и форму полностью лежит на фотографе. Постоянная практика со всевозможными материалами и разными схемами освещения просто необходима. Вспомните игру на бильярде: мало знать геометрию, надо постоянно оттачивать свое мастерство. Не забывайте основной принцип: хороший кадр получается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего отнять.

Леонардо да Винчи терпит поражение

Фотография – это своеобразный «моторчик». Зачастую, когда покидаешь съемочную площадку или отбираешь кадры из уже отснятого материала, остается ощущение незавершенности кад­ра: кажется, вот тут бы еще чуть-чуть – и получилось бы совершенство! Человеку всегда хочется создать нечто большее, чем то, что уже создано. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вечный двигатель существует: движение к лучшему порождает новое движение. Казалось бы: вот он, тот самый идеальный кадр! Но спустя время снова начинается погоня в поисках лучшего… Мы никогда не торопимся покидать съемочную площадку и, завершая съемочный процесс, делаем еще пару-тройку незапланированных кадров, продолжая экспериментировать с подручными материалами или светом, цветом, композицией, ракурсом. В конце концов вполне может получиться несколько интересных кадров, на фоне которых остальные дубли выглядят скучными и неинтересными. Загнав съемку в некие рамки правильности, вы рискуете «заглушить двигатель» и непроизвольно обрекаете себя на получение хоть и каноничных, но весьма банальных кадров… Не бойтесь экспериментировать! Правила существуют, чтобы их нарушать.

 

Палочка-выручалочка

Нас часто спрашивают: насколько сильно ваши фотографии обработаны в фотошопе?

Ответ прост: насколько нужно для получения желаемого результата. Сравните исходные снимки с конечными, и вы сами ответите на этот вопрос. Но сначала немного пофилософствуем.
Процесс реализации идеи всегда очень индивидуален, и автор, исходя из поставленной задачи, должен сам решить, что быстрее и выгоднее сделать на стадии съемки, а что эффективнее выполнить в графическом редакторе. Нельзя воспринимать фотошоп лишь как некое волшебство. Графическим редактором нужно уметь пользоваться, причем пользоваться уместно и рационально. Ведь фотошоп по сути – это такой же эффективный инструмент, как и фотокамера. Фотограф не должен отрицать его существования; наоборот, он просто обязан владеть хотя бы элементарными навыками конвертации и ретуши изображения. В большинстве случаев мы получаем максимально приближенный к финальному изображению исходник уже на съемочной площадке. Но иногда с самого начала понятно: львиная доля задуманного будет реализована с помощью постобработки. В этом случае донесение художественного замысла осуществляется не во время съемки, а на стадии постпродакшна. В следующем номере журнала «Российское фото» вы найдете статью, в которой мы расскажем об этом более подробно. А сейчас вернемся к предметной фотографии.
Предметная фотография – это жанр рекламной съемки, где одной из главных задач является демонстрация свойств и качеств снимаемого объекта. И единственный способ донести до зрителя эту информацию – зрительное восприятие. Поэтому снимок должен быть безупречным. Каждый RAW-файл проходит определенные стадии ретуши, на которых исправляются небольшие дефекты, корректируется цвет, добавляется резкость.
Старайтесь на протяжении всей съемки содержать снимаемые объекты в чистоте. Этот маленький нюанс на стадии обработки сэкономит вам уйму времени и нервов. Используйте безворсовые перчатки, особенно при работе со стеклом и металлом. Порой можно так «заляпать» предмет, что не спасет никакая ретушь и кадр придется отправлять в корзину.

Самое интересное: практика

Несколько советов, которые избавят вас от возможных проблем. Снимайте полностью в ручном режиме M. Он обеспечит полный контроль над светочувствительностью, выдержкой и диафрагмой.
Всегда используйте штатив. Во-первых, это дисциплинирует и делает процесс выбора ракурса более осознанным. Во-вторых, вы сможете поправлять схему освещения, не меняя позиции камеры. В-третьих, это будет полезно при последующей обработке.
Если в вашей камере есть функция life-view, то обязательно используйте этот замечательный инструмент для контроля за фокусировкой.
Предметная съемка – это, как правило, съемка статичной композиции. Добавить кадру динамики можно за счет всплеска жидкости. Решить эту задачу можно с использованием постоянного или импульсного источника света. Если выбрать постоянный источник света, то динамика будет фиксироваться короткой выдержкой. В таком способе есть свои минусы – вам потребуется достаточно мощный источник, либо придется использовать минимальные значения диафрагмы и высокую ­чувствительность. Открытые диафрагмы могут не позволить вам получить достаточную глубину резкости, а высокая чувствительность повлечет за собой появление нежелательных шумов и потерю цветности.

На посошок

Конечно, на первый взгляд все объяснения кажутся простыми, но нужно обладать огромным терпением и трудолюбием, чтобы получить действительно стоящий результат. Зачастую наши съемки заканчиваются либо далеко за полночь, либо ранним утром. Вот и сейчас за окном занимается рассвет, и мы расходимся, чтобы посвятить новый день поискам бесконечных свежих идей. Пару слов на прощание: перестаньте строить иллюзии и мечтать о дорогой студии, которая будет делать работу за вас. Начните снимать уже сейчас. Не бойтесь экспериментировать. Возможно все!




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом