Расскажи друзьям об этом:

Авторский договор фотографа

Когда речь заходит об использовании фотографий, и возникают вопросы финансового характера, есть только один способ грамотно оформить отношения и избежать проблем в будущем — договор
Использование фотопроизведений должно осуществляться на основании соглашения с автором — авторского договора. Исключения из этого правила составляют случаи использования в личных целях (только физическими лицами) или использование правомерно обнародованных снимков в качестве иллюстраций учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью и другие аналогичные случаи, четко перечисленные в ЗоАП.
Иногда определенные действия фотографа ошибочно расцениваются как согласие на использование снимков, то есть как аналог авторского договора. Это может быть указание автором своего имени и контактных данных при предоставлении снимка, сам факт направления фото в редакцию или размещение на персональной странице автора в интернете. Очевидно, что эти действия не дают права свободного использования фотопроизведений, и условия использования должны быть оговорены с автором в каждом случае.

Ключевым моментом и предметом авторского договора является объем прав, передаваемых автором в отношении его произведения. Так, автор может дать согласие на использование снимков конкретным способом («однократная публикация в газете «Доброе утро» в период с 01 по 20 марта 2007 года тиражом не более 100 000 экземпляров») или определить объем прав в общем виде («передаются все права на использование произведения, предусмотренные ст. 16 ЗоАП»).

Независимо от стоимости и порядка использования произведения договор должен заключаться в письменной форме; исключение составляют договоры об использовании произведений в периодической печати (п. 1 ст. 32 ЗоАП).

Существует два вида авторских договоров: договор заказа и договор на передачу прав в отношении уже созданного произведения. Договор заказа предусматривает создание произведения, соответствующего согласованным сторонами требованиям, в установленной форме, к определенному сроку. Данный договор также решает вопросы передачи авторских прав на использование будущего результата — фотоснимков. В таком договоре целесообразно предусматривать сроки предоставления произведения заказчику, сроки рассмотрения им произведения и возможность внесения поправок и доработок, форму предоставления результата (отпечаток, файл, негатив и т.п.), необходимость предоставления исходных материалов заказчиком либо самостоятельный поиск материалов фотографом, необходимость показа всех вариантов снимков, судьбу кадров, не отобранных заказчиком, другие условия.

Договор о передаче прав на уже созданное произведение призван урегулировать объем, сроки, территорию и другие условия передачи прав на использование выбранных заказчиком фотоснимков. Если в договоре не указаны сроки, автор может расторгнуть его по истечении пяти лет с даты заключения, письменно уведомив пользователя за 6 месяцев до даты расторжения.

Еще одним условием договора является размер авторского вознаграждения. Оно может быть определено как в твердой сумме, так и в виде процента за каждый случай использования фотопроизведения. При определении вознаграждения в виде твердой суммы в договоре об издании или ином воспроизведении фотоснимка должен быть предусмотрен максимальный тираж издания (воспроизведения). В советский период ставки авторского вознаграждения были законодательно определены, однако в настоящее время размер вознаграждения определяется по соглашению сторон. Тем не менее законодательством установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизведение фотоснимков на промышленных изделиях — сувенирах, предметах галантереи, текстильных и трикотажных изделиях и т.п. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 N218, ставка вознаграждения за такое использование составляет 0,5% от отпускной цены каждого экземпляра изделия. Следует подчеркнуть, что данная ставка является минимальной и может быть увеличена по соглашению сторон.

Также авторские договоры классифицируют на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. В первом случае автор лишается возможности дальнейшей передачи авторских прав другим лицам в тех пространственно-временных пределах, которые указаны в договоре. Для получателя прав это фактически означает эксклюзивное использование фотоснимков в течение определенного времени и на определенной территории. При этом у самого автора также не остается переданных прав, и он не может использовать снимок даже в целях демонстрации своих профессиональных способностей на выставках, издавать фотоальбомы, календари и т.п. В связи с этим авторам следует внимательно относиться к условиям договора, а при возникновении споров относительно условий договора, по поводу исключительности переданных авторских прав следует помнить, что согласно ЗоАП, договор, прямо не предусматривающий исключительный характер
передаваемых авторских прав, считается заключенным на передачу неисключительных прав.

Договор о передаче неисключительных прав означает, что, во-первых, автор сохраняет за собой все переданные права и, во-вторых, может передавать эти права в будущем другим лицам неограниченное количество раз. Для получателя прав это означает возможность того, что он может оказаться не единственным лицом, использующим фотографии в определенное время и на определенной территории.

На практике фотограф может встретиться с такими терминами, как «Rights Managed» (RM) и «Royalty Free» (RF) изображения. Данная терминология не закреплена российским законодательством и заимствована из международной практики.

Термин «Royalty Free» (в переводе — «материалы с единовременным авторским отчислением») означает наделение пользователя правом на использование RF-материалов в течение неограниченного периода времени, без ограничений по форматам, тиражам, территории использования. Как правило, пользователь получает следующие авторские права на
использование материалов: право на воспроизведение, на распространение, на переработку. Однако он может не иметь права продавать и делать доступным копии файлов с изображениями или использовать изображения в дизайне определенных товаров. «Royalty Free»-MaTe-риалы, как правило, не дают пользователю эксклюзивности, перепродажа прав не допускается. Указанный перечень прав на RF-материалы не является универсальным и может различаться.

Термин «Rights Managed» используется в отношении «традиционно лицензируемых материалов» и означает право использования снимка в определенных целях, в указанных временных пределах, с ограничением тиража. Возможно как эксклюзивное, так и неэксклюзивное использование.

В качестве общей рекомендации стоит указать на то, что при заключении договоров следует использовать термины, содержащиеся в российском законодательстве, либо давать четкие определе-
ния заимствованных терминов, чтобы не возникало споров об условиях использования снимков.

Особую категорию фотоснимков составляют «служебные произведения». Они создаются в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Речь идет

о штатных фотографах средств массовой информации, работниках рекламных агентств и других лицах, состоящих в трудовых отношениях с заказчиком. По закону исключительные права на использование служебных произведений принадлежат работодателю, если в договоре между фотографом и его работодателем не предусмотрено иное. Однако личные неимущественные права остаются у фотографа, и он остается автором своих произведений. Различные хитрости — съемка на две фотокамеры или использование двух карт памяти — не влияют на юридический статус полученных снимков. В любом случае права на использование результата остаются у работодателя.

Нормы закона о принадлежности прав на служебные произведения действуют автоматически, и если соглашением фотографа и его работодателя вопрос об авторских правах не урегулирован, не стоит строить иллюзий, что фотограф сможет каким-либо образом использовать свои работы (в том числе на персональных выставках, для участия в конкурсах и т.п.) без согласия работодателя. Поэтому стоит предусматривать в трудовом договоре или ином соглашении определенные права фотографа в отношении использования служебных произведений без необходимости согласования каждого случая с работодателем.

Интересно, что принадлежность работодателю имущественных прав на служебные произведения не лишает фотографа права на получение авторского вознаграждения (наряду с заработной платой за выполнение трудовых обязанностей). Согласно ст. 14 ЗоАП размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты должен быть установлен договором между автором и работодателем. Данный вопрос также следует урегулировать в момент приема на работу или хотя бы до начала выполнения служебного задания.

Екатерина БЫКОВА

Обратная связь: pravo@foto-video.ru

Источник статьи FOTO & VIDEO 2007, 2008




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом