Расскажи друзьям об этом:

Защита авторской фотографии

Любое произведение нуждается в защите. Начинать следует с предупредительных мер, а если этого окажется недостаточно — оборона должна стать активной и перейти в судебное разбирательство
Смело размещайте информацию об авторском праве — по закону, это может быть любая информация, которая идентифицирует фотопроизведение и его автора, либо информация об условиях использования фотоснимка, которая содержится на экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением (доведением) до всеобщего сведения, а также цифры и коды, в которых содержится такая информация. Сегодня распространено использование так называемых «цифровых водяных знаков», содержащих информа-
цию об авторстве, появляющихся вместе с фотоизображением или проявляющихся при печати снимка. Удаление или изменение информации об авторском праве и последующее использование произведений без разрешения правообладателей не допускается и рассматривается как нарушение авторских прав.

Законодательством регулируется техническая защита авторских произведений. Так, допускается использование авторами технических средств защиты, контролирующих доступ к фотопроизведениям, предотвращающих или ограничивающих действия, не разрешенные автором. Обход или снятие указанных ограничений без разрешения авторов является основанием для привлечения к ответственности за нарушение авторских прав. Сегодня фотографы создают «нестираемые записи», которые фотокамера заносит в каждый снимок, отправляют себе по почте конверты с дисками, на которых записаны фотографии, ведут журналы учета снимков. Все это может послужить доказательством при возникновении спора об авторстве.

Если предупредительных мер оказалось недостаточно, закон предоставляет широкий спектр возможностей для защиты: это самозащита прав, возмещение убытков, компенсация морального вреда, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, требование денежной компенсации вместо возмещения убытков и т.д. Требования о взыскании компенсации могут быть предъявлены независимо от наличия убытков, лишь при доказанности факта правонарушения. Размер компенсации определяется по усмотрению суда в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов руб., исходя из характера нарушения; либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведений, либо в двукратном размере стоимости прав на использование фотоснимков, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование фотопроизведений.

Распространены случаи, когда автор, обнаружив факт незаконной публикации своего снимка, обращается в редакцию с требованием о компенсации и в ответ получает предложение выплатить ему «стандартный гонорар», причитающийся штатным фотографам издания за публикацию их снимков. Следует учитывать, что ситуация с незаконным использованием снимка не может рассматриваться как аналогичная публикации снимка с соблюдением авторских прав, поэтому размер выплаты автору, чьи права нарушены, должен определяться с учетом факта нарушения и необходимости дополнительной компенсации.

Актуальным вопросом при защите авторских прав является компенсация морального вреда — представляется, что в большинстве случаев при нарушении авторских прав фотографу причиняются нравственные страдания, связанные с умалением его художественных дости-
жений. Моральный вред подлежит денежной компенсации, размер которой устанавливается судом с учетом вины нарушителя, степени страданий автора и других обстоятельств. Поэтому при определении размера компенсации морального вреда большое значение имеет субъективный момент — оценка своих страданий самим потерпевшим.

Если моральный вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию личности, он подлежит возмещению независимо от наличия вины причинителя вреда, в то время как по общему правилу ответственность за нарушение наступает лишь при наличии вины.

Доступным методом воздействия на нарушителей является направление им претензии. В определенных случаях законодательство предусматривает обязательное соблюдение претензионного порядка до обращения в суд, но по делам об авторском праве этого не требуется. Тем не менее детальная претензия демонстрирует потенциальному ответчику серьезность намерений фотографа в отстаивании своих прав и может способст-
вовать установлению диалога между автором и нарушителем. С практической точки зрения ее стоит оформить «в духе» искового заявления в суд: указать наименования (имена) и адреса обеих сторон, изложить обстоятельства дела со ссылкой на документы, указать нормы законодательства, регулирующие авторские права, которые, по мнению фотографа, были нарушены, определить сумму требуемой компенсации. Претензия должна быть подписана автором и направлена по всем доступным каналам связи. Отправка по почте с уведомлением о вручении является наиболее надежным способом с точки зрения обеспечения доказательств в суде. Если нарушитель игнорирует претензию и стремление автора решить спор в досудебном порядке, это указывает на его «злостность», а когда он присылает в ответ письмо с извинениями, это свидетельствует о признании нарушения — оба факта могут помочь при судебной защите прав. К тому же, претензии может оказаться достаточно для урегулирования вопроса добровольно. Если же претен-
зия остается без ответа и нарушитель не желает предпринимать действий по устранению последствий своего неправомерного поведения, остается инициировать судебную защиту.

Споры о защите авторских прав рассматриваются в судах после подачи заинтересованным лицом письменного искового заявления, в котором должны быть указаны: наименование суда, наименование истца и ответчика, их место жительства или место нахождения (для организаций), описание сути нарушения, обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, цена иска и расчет взыскиваемых денежных сумм, перечень прилагаемых к заявлению документов. Перед обращением в суд следует уплатить государственную пошлину, размер которой определяется ценой иска и рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Так, по правилам статьи 333.18 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, пошлина составляет при цене иска:

до 10000 руб. — 4 процента цены иска, но не менее 200 руб.;

от 10001 руб. до 50000 руб. — 400 руб. плюс 3 процента суммы, превышающей 10000 руб.;

от 50001 руб. до 100 000 руб. — 1600 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 50000 руб.;

от 100 001 руб. до 500 000 руб. — 2600 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 100 000 руб.;

свыше 500 000 руб. — 6600 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20000 руб.

При удовлетворении исковых требований пошлина подлежит взысканию с проигравшей стороны. При подаче заявления автор может одновременно предъявить требование о принятии судом обеспечительных мер. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», это могут быть требования о запрете предполагаемому нарушителю закона совершать определенные действия с контрафактными экземплярами произведений (изготовление, распространение, продажа и др.). Автор вправе требовать наложения ареста на контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование, предназначенные для их изготовления.

Основной задачей в суде будет доказательство авторства. Для этого могут быть использованы объяснения сторон процесса и третьих лиц, показания свидетелей (например, моделей, за-

Екатерина БЫКОВА

Обратная связь: pravo@foto-video.ru

Источник статьи FOTO & VIDEO 2007, 2008




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом