Расскажи друзьям об этом:

Про управление светом

Нередко, обращаясь в магазин студийного оборудования, неофиты-фотографы спрашивают: «Сколько мне нужно источников света?» Естественно, что вопрос вводит в ступор своей широтой. Хотя на самом деле ответ достаточно очевиден, как ни странно. Все дело в особенностях спрашивающих.

Изображение

Некоторое время назад на многих форумах, где продавали фототехнику, заметили, что если в объявлении о продаже не указан город, то значит – это Москва. Была диагностирована «болезнь москвича». Только москвичи как-то забывали постоянно указывать город, вероятно подразумевая, что важнее назвать улицу. Так и с фотографами – если фотограф снимает все подряд и в 95% случаев это портреты, то он забывает об этом упомянуть в своем вопросе.

Люди, которым свет нужен для предметной съемки, всегда уточняют: «Нужен свет для предметной съемки, что посоветуете?» Сомневаются в количестве источников только портретисты. Ну, давайте разберемся, сколько же нужно источников света для начинающих.

Один источник освещения

В принципе, фотосъемка с одним осветителем – самая распространенная схема, она самая естественная. В повседневности мы сталкиваемся чаще всего с освещением только от одного источника света. Такое освещение привычно для восприятия из-за своей природности. Есть ряд фотографов, которые фотографируют только с одним источником света. Обычно это мастера, достигшие определенного уровня, они советуют и другим пробовать снимать с одним источником. В чем же проблема? Для чего нужны другие осветители?

В первую очередь проблема кроется в фотоаппарате и человеческом восприятии. Глубокие тени от одного осветителя могут образовывать темные провалы, которые выглядят неестественно, потому как на снимке нельзя будет рассмотреть нюансы. Фотоаппарат не вытянет детали изображения в неподсвеченной части фото, сделает их темными настолько, что они будут смотреться черными пятнами.

Изображение выше, пример снимка, где свет на лица падает по-разному, но все девушки инстинктивно спрятали глаза от солнца, и они выглядят  темными и неживыми. Резкие тени пересекают лица. Иногда это хорошо, это придает драматичности портрету.

Изображение

Но если цель «сделать красиво», то скорее всего придется использовать второй источник света для подсветки теней.

Второй источник освещения

Второй источник чаще всего используют для подсветки теней, образованных первым источником. Чтобы все выглядело не так контрастно, чтобы на фотографии казалось все так, как мы видим глазами.

Изображение

На данном снимке видно, что тени подсвечены. Лицо, благодаря теням, становится объемнее, а за счет подсветки пропадают провалы в тенях.

Но даже если речь идет не о портрете, а о предмете, то скорее всего вы захотите получить детали в теневой области, потому вам понадобится второй источник света. Иногда в качестве второго используют пассивный источник света, такой как отражатель. У него есть свои преимущества и недостатки, но это большая тема для отдельной статьи.

Третий источник освещения

Третий источник света нужен для подсветки фона. Фон сам по себе не светится в большинстве случаев. Представим ситуацию, что фотограф хорошо осветил модель, а фон остался неподсвеченным. Тогда любой, самый супербелый фон при попадании на него лишь части света, оставшегося от первых двух источников, основной поток которых направлен на модель, будет недосвечен. То есть ваш глаз будет видеть фон белого цвета, но так как света на фотомодели  много, а отраженного света от фона мало, фотоаппарат продемонстрирует это наглядно, сделав белый фон серым. Чтобы правильно отобразить фон (так как хочет фотограф, а не как получится), и нужен третий источник.

Изображение

Итак, это краткое описание для чего могут служить три источника света. В профессиональной среде их обозначают как рисующий (создает основной светотеневой рисунок), заполняющий (заполняет светом тени, образованные рисующим) и фоновый (источник света для подсветки фона) свет.

Таким образом базовый комплект должен состоять из двух или трех приборов – все зависит в конечном счете от потребностей человека и бюджета. Сколько еще может понадобиться источников света? Да сколько угодно! Для равномерной засветки фона можно использовать от двух до четырех источников света. Можно поставить дополнительно к рисующему и заполняющему контровый свет для создания силуэта. Можно контровый использовать и для подсветки волос. Если композиция требует, то возможно сделать световой акцент на какой-либо части одежды или тела с помощью еще одного прибора. А вот когда вы будете снимать автомобиль, вам вообще может потребоваться очень много и очень мощных источников света.

Но, как уже было замечено ранее, есть мнение, что можно обойтись одним осветителем. Надеюсь, что даже если не смог четко ответить на вопрос сколько нужно осветителей, то хотя бы упорядочил информацию и теперь, в зависимости от ваших пожеланий, вы сумеете распланировать сколько и чего может потребоваться.

Автор: консультант магазина студийного оборудования Фотогора Васильев Григорий.

P.S. Вниманию профессиональных фотографов! Материал не претендует на научность, в нем использованы вольные образы для лучшего понимания вопроса. Вы всегда можете получить полную профессиональную консультацию по студийному оборудованию, обратившись к нам по телефонам магазина Фотогора. 

04/04/2014    Просмотров : 657    Источник: photo-monster.ru    Автор:Григорий Васильев

Источник статьи: http://photo-monster.ru/books/read/pro-upravlenie-svetom.html




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом