Расскажи друзьям об этом:

Почему не умерла чёрно-белая фотография

Мало того, что искусство монохромной светописи не исчезло с появлением, развитием и массовым распространением «цветных» технологий, оно даже стало многими восприниматься как высший пилотаж фотографии. Такое превращение элемента массовой культуры в элитный вид творчества напоминает историю джаза и изменение отношения к нему. В начале — антиискусство, потом повсеместное распространение, почти господство, и наконец — музыка для настоящих ценителей.
В свое время, когда фототехнологии достигли приемлемого для массового потребителя уровня доступности и качества, новый способ получения и тиражирования изображений людей, предметов, пейзажей и т. п. захватил множество областей, где ранее трудились художники. В первую очередь «пострадала» портретная живопись и иллюстрирование научных трудов. Фоторепортаж заменил жанровую живопись. Все больше и больше фотографию начали использовать в рекламе. Произошло перераспределение жанров и сфер применения между живописью, графикой и новым художественно-прикладным видом изобразительной деятельности.

В ХХ веке подобный перераздел «зон влияния» происходил неоднократно. Примером могут служить отношения между кинематографом и театром, между этими двумя видами искусства и телевидением. Телевизионный репортаж изрядно потеснил фотографов в сфере горячих новостей. Но, заметьте, ни разу в результате «завоевания экологических ниш» не происходило исчезновения прежних способов передачи визуальных образов. Их роль и место в жизни людей переосмысливались и менялись. Они приобретали новое содержание и новые формы выражения. Можно утверждать (правда, с оговорками), что даже наскальная живопись дожила до сегодняшнего дня в виде граффити, выполненных с помощью баллончиков с краской на бетонных стенах.

Какие же особенности черно-белой (или, точнее, «монохромной») фотографии продолжают привлекать поклонников светописи?
Поскольку цвет, хочешь не хочешь, несет эмоционально-смысловую нагрузку, во многих случаях он превращается в отвлекающий фактор, ослабляет восприятие сюжетно важных элементов снимка. Цвет второстепенных или случайных объектов может помешать зрителю сосредоточиться на главных смысловых деталях.

Многие события, поведение людей, эмоции настолько выразительны сами по себе, что не требуют дополнительных характеристик. Краски становятся визуальным «шумом», засоряющим снимок.

Монохромную технику применяют также, когда хотят раскрыть тему с помощью подчеркнутой графичности фотоснимка, т. е. построением кадра с помощью линий, а не объемов и цветовых тонов.

Еще одним сильным выразительным приемом, который нередко используют как основное художественное средство, является изображение поверхности различных объектов — фактуры. «Фактурные» фотографии в большинстве случаев сильнее выглядят исполненными не в цвете, а черно-белыми или тонированными.

И наконец, фото в стиле ретро или те снимки, в которых используются образы из прошлого, часто делаются не в полноцветной технике. Уместным будет пример из кинематографа. Фильмы, которые повествуют о первой половине ХХ века, годах Второй мировой войны, где всплывают воспоминания действующих лиц, снимаются на черно-белую пленку или на пленку с очень приглушенным цветом, в них применяются софт-эффекты и сепия («туман воспоминаний»).

Как видите, монохромная фотография и сегодня способна решать сложные художественные задачи. Она во многом перестала быть формой документа и стала стилем. Это не начальная ступень развития фотографии, а ее самостоятельный вид. Он утратил утилитарные и меморативные функции («фотографирование на память») и существует как комплекс средств художественной светописи. Сейчас в монохромной фотографии форма гораздо чаще соответствует содержанию, чем в годы массового использования этой технологии.

Какими возможностями располагает современный фотограф, проживающий в Киеве и желающий реализовать свои идеи в черно-белой палитре? У владельцев цифровых камер должны вызвать интерес струйные принтеры, для которых предусмотрены специальные чернила, оптимизирующие качество печати черно-белых снимков. Поклонники «пленочной» технологии могут выбирать между традиционными пленками и монохромными, обрабатывающимися по процессу С-41. Из них доступны todak Professional!. T-400 CN, ProFoto 400
B&W, Konica Monochrom VX 400. Такие пленки проявляются во всех современных лабораториях. Это облегчает начинающим знакомство с «черно-белым» миром. Печать фото с этих пленок тоже можно заказать повсеместно. Но качество снимков скоро перестает вас удовлетворять: неуправляемый контраст, обедненная гамма оттенков серого, чаще всего тонированное, а не чистое черно-белое изображение (из-за того, что в мини-лабах, в том числе и цифровых, для печати в оснoвном используют цветную фотобумагу). «Классические» пленки также представлены главным образом продукцией фирмы Kodak — Kodak Professional 100TMAX, 400TMAX, P3200TMAX, 400TX, 320TXP, 125PX Academy 200. Встречаются пленки AGFA АРХ 100, 200, 400 и чешские FOMAPAN 100,

200, 400. Иногда запускают конвейер на заводе в Шостке (Сумская область). Кроме давно известной пленки «Свема ФН-64» типа 135 и 120 (35 мм и 60 мм шириной), там выпускается в рулонах 35-миллиметровая пленка НК-2Ш (чувствительность 50-100 ед.), А-2Ш (чувствительность 200-800 ед.), «Репортер» (чувствительность 200-1600 ед.). «Репортер» продается также в кассетах.

Лучшая пленка — та, на которую вы привыкли снимать, которую умеете обрабатывать, свойства которой знаете.

Для проявки пленок в продаже чаще всего доступна химия опять-таки фирмы Kodak -наборы для изготовления разного объема ИСПОЛЬЗУЮТ, КОГДА ХОТЯТ РАСКРЫТЬ ТЕМУ СНИМКА С ПОМОЩЬЮ ПОДЧЕРКНУТОЙ ГРАФИЧНОСТИ, ФАКТУРНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛИ НАСТРОЕНИЯ РЕТРО.
проявителей D-76, MICRODOL-X, XTOL,

T-MAX, фиксажa, имеются также концентраты TETENAL и отечественные наборы производства «Реактив» (Львов), шосткинского завода. Стабильность и точность работы импортных химикатов выше. Желающим окунуться в алхимию самостоятельного составления растворов и ощутить полное господство над процессом обработки пленки и фотобумаги рекомендуем обратиться на киевские предприятия РИАП и «Химреактив».

Выбор фотобумаги пока ограничивается продукцией Kodak и киевского завода «Фотон». Многие «черно-белые» фотографы отдают предпочтение бумаге с регулируемой контрастностью Kodak Polymax. Ее характеристики изменяются при печати через специальные фильтры. Пурпурные фильтры различной плотности повышают контраст конечного изображения, желтоватые — понижают. В Киеве можно приобрести эти аксессуары фирмы Kodak и Jessops. Многие марки современных черно-белых фотобумаг не требуют глянцевания. От продукции «Фотон» придется отказаться, если у вас нет исправного электроглянцевателя, а другими способами сушить и глянцевать снимки вы не умеете.

Свойства фотобумаг «Фотон» — малая градация полутонов при нормальной контраст-
ности — используются некоторыми фотохудожниками для получения особого характера изображения, которого нельзя добиться на «фирменных» материалах, — скупой, аскетичной черно-белой гаммы.

Фотоувеличитель легче всего найти у знакомых. Они будут вам благодарны за то, что вы освободили их от ненужного громоздкого предмета. Из этого наследия лучшими являются устройства, выпущенные в Польше (Krokus) и Чехословакии — фирмой MEOPTA (Axomat, Magnifax, Opemus различных модификаций). Но не стоит пренебрегать и отечественными — вполне подойдут «Ленинград», «Дон», «Азов» и др. Те, кто серьезно собирается самостоятельно заняться черно-белой фотографией, сейчас могут заказать современные устройства Durst и объективы Rodenstok. Чешская MEOPTA, кстати, успешно продолжает выпускать увеличители и объективы для них. Ванночки, пинцеты, красный фонарь можно также отыскать у приятелей или на барахолке либо приобрести изделия под заказ (например, Jessops). Химическую посуду и мерные емкости нетрудно купить у соответствующих специализированных фирм.

Напоследок же следует заметить, что черно-белый снимок сейчас должен стоить никак не дешевле цветного.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом