Расскажи друзьям об этом:

Подводный мир глазами фотографа

В последнее время массовое увлечение дайвингом привело к популярности подводной фотографии. Что, конечно, легко объяснимо — ведь каждый аквалангист-любитель мечтает запечатлеть на память красоту безмолвного мира, а вернувшись к обыденной жизни, поразить воображение окружающих невероятными историями и потрясающими фотографиями.

Подводный мир глазами фотографа
Подводный мир глазами фотографа

Тем более что их можно получить не только на Сейшельских островах или в далекой Австралии. Своеобразной меккой российских туристов стало сегодня Красное море, которое по праву считается одним из красивейших в мире. А местные организаторы отдыха прилагают все усилия, чтобы туристы увидели его красоту — хотя бы через иллюминаторы небольших субмарин или через прозрачное дно некоторых судов. Или при плавании с трубкой и маской. И, конечно, при дайвинге. Фотоохота поощряется тоже — практически в любом отеле или местном дайвинг-центре вам предложат купить или взять на прокат простую пленочную камеру. Но результаты первой подводной съемки, скорее всего, вас разочаруют. Это объясняется как достаточно специфичными условиями съемки, так и необходимостью приобретения определенных навыков.

Разумеется, для удачной съемки современные цифровые камеры могут дать больше возможностей. Их автоматика успешно справляется с решением задач баланса белого, автофокусировки и расчета экспозиционных параметров. А возможность оперативного контроля результатов съемки — избежать многих ошибок и буквально на плаву вносить необходимые коррективы. И все же… некоторый обмен опытом и несколько советов не повредят.

ОТ НУЛЯ

Не хочу быть банальным, но прежде всего необходимо пройти обучение и получить сертификат в дайвинг-центре. Речь идет не только о приобретении первичных навыков погружений. Подводный мир не терпит суеты, и к моменту начала подводной съемки желательно уметь зависать на любой глубине (регулировка плавучести), иметь представление о навыках правильного дыхания, не забывать о контроле остатка воздуха и знать о безопасных режимах погружения и всплытия. Необходимо позаботиться о понятливом бадди (партнере). В любой ситуации, в погоне за черепахой или при длительном ожидании появления редкой рыбы, вы должны быть уверены — ваш бадди рядом, он не подведет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Буквально несколько слов о техническом оснащении. Для цифровых зеркальных камер Canon и Nikon выпус-
каются специализированные боксы. Нет слов, возможно, это лучшее, что можно купить за деньги, но цена такого бокса около 1900 долларов. Для любителя, который выбирается на дайвинг-сафари один-два раза в год, этот вариант неоправданно дорог. Если рассуждать трезво, то комплект аппаратуры должен быть именно таким, чтобы его хватало для выполнения ваших задач. Для любительской съемки целесообразно использовать 3-4-мегапик-сельную компактную „сухопутную» камеру в боксе для подводной сьемки. Я использовал камеру SONY Cybershot Р9 и бокс Marine Pack этой же фирмы. Стоимость бокса около 240 долларов, он очень удобен, компактен и позволяет снимать на глубинах до 40 метров. Прекрасные результаты сьемки и отличное соотношение цена/качество были получены при использовании „бокси-рованной» камеры Olympus С-5050 (стоимость бокса 150 долларов, камеры — около 600). Вариантов здесь много, и каждый фотограф должен выбрать свой, самый лучший с его точки зрения. При этом необходимо учитывать как личные предпочтения, так и ценовой диапазон, характеристики объектива, тип используемой памяти, батарей и т.д.

Дополнительно необходимы внешняя вспышка и пилотный фонарь для подсветки объектов сьемки. Не забудьте про средство от запотевания стекол, т.к. при изменении глубины возможно значительное изменение

температуры и, как следствие, запотевание иллюминатора бокса. Можно использовать любой „антифог», его предложат вам в спортивном магазине или прокатном центре. На худой конец, можно вспомнить о достаточно своеобразном способе, которым дайверы предпочитают защищать от запотевания маски (растирают слюну на стекле и ополаскивают маску водой; образовавшаяся на стекле тонкая пленка — жировая и еще черт знает какая — надежно защищает маску), но я не могу порекомендовать это универсальное средство для любого фотобокса. Пробуйте, может, поможет.

И еще в походном комплекте просто необходим тюбик силиконовой смазки для обработки герметизирующих уплотнителей (O-rings). В крайнем случае, аналогичную смазку можно найти практически на любом водолазном боте в ремонтном комплекте регулятора.

Обратите внимание на ремешок вашей камеры — он должен надеваться на руку и затягиваться. Так вы не потеряете камеру при входе в воду и в процессе плавания, а при необходимости сможете выпустить камеру из рук. Вроде пустячная вещь, но томатика успешно справляется с решением задач баланса белого, автофокусировки и расчета экспозиционных параметров. А возможность оперативного контроля результатов съемки — избежать многих ошибок и буквально на плаву вносить необходимые коррективы. И все же… некоторый обмен опытом и несколько советов не повредят.

ОТ НУЛЯ

Не хочу быть банальным, но прежде всего необходимо пройти обучение и получить сертификат в дайвинг-цент-ре. Речь идет не только о приобретении первичных навыков погружений. Подводный мир не терпит суеты, и к моменту начала подводной съемки желательно уметь зависать на любой глубине (регулировка плавучести), иметь представление о навыках правильного дыхания, не забывать о контроле остатка воздуха и знать о безопасных режимах погружения и всплытия. Необходимо позаботиться о понятливом бадди (партнере). В любой ситуации, в погоне за черепахой или при длительном ожидании появления редкой рыбы, вы должны быть уверены — ваш бадди рядом, он не подведет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Буквально несколько слов о техническом оснащении. Для цифровых зеркальных камер Canon и Nikon выпус-

каются специализированные боксы. Нет слов, возможно, это лучшее, что можно купить за деньги, но цена такого бокса около 1900 долларов. Для любителя, который выбирается на дайвинг-сафари один-два раза в год, этот вариант неоправданно дорог. Если рассуждать трезво, то комплект аппаратуры должен быть именно таким, чтобы его хватало для выполнения ваших задач. Для любительской съемки целесообразно использовать 3-4-мегапик-сельную компактную „сухопутную» камеру в боксе для подводной сьемки. Я использовал камеру SONY Cybershot Р9 и бокс Marine Pack этой же фирмы. Стоимость бокса около 240 долларов, он очень удобен, компактен и позволяет снимать на глубинах до 40 метров. Прекрасные результаты сьемки и отличное соотношение цена/качество были получены при использовании „бокси-рованной» камеры Olympus С-5050 (стоимость бокса 150 долларов, камеры — около 600). Вариантов здесь много, и каждый фотограф должен выбрать свой, самый лучший с его точки зрения. При этом необходимо учитывать как личные предпочтения, так и ценовой диапазон, характеристики объектива, тип используемой памяти, батарей и т.д.

Дополнительно необходимы внешняя вспышка и пилотный фонарь для подсветки объектов сьемки. Не забудьте про средство от запотевания стекол, т.к. при изменении глубины возможно значительное изменение

я неоднократно был свидетелем того, как внешне достаточно надежная пластиковая заделка ремня оказывалась причиной потери камеры. Проверьте и, в случае необходимости, поменяйте ремешок камеры до погружения.

ПУТЬ НА ГЛУБИНУ

Итак, все приготовления и сомнения остались позади, шаг за борт — и водная стихия обнимает вас. При первом погружении с камерой восторг и охотничий азарт искушают фотографировать все подряд: проплывающую мимо рыбку, группу аквалангистов, великолепные кораллы т.д. Хочу немного остудить ваш темперамент: несмотря на все удобства, своего рода комфорт, который дает автоматика цифровой камеры, необходимо учитывать влияние на снимок толщи воды (являющейся мощным фильтром) и непростых условий освещения. Постарайтесь представить кадр не только как изображение на экране ЖК-дисплея камеры, но и с точки зрения дальнейшей его обработки в „Фотошопе». Не нужно забывать, что подводная съемка подчиняется классическим законам композиции. Помните про принцип золотого сечения. При съемке коралловых рифов или линии песчаного дна избегайте „пьяного горизонта11. Будьте особенно внимательны к перспективе кадра. Эффект динамики и объема достигается правильным расположением предметов переднего и заднего плана в кадре, а глубокая синева воды позволяет как нельзя лучше подчеркнуть перспективу. Только так вы сумеете запечатлеть и донести до зрителя фрагменты великого подводного спектакля.

Есть немало оптимистов, полагающих, что можно получить хорошие кадры, ныряя с маской и трубкой на мелководье. В принципе, это возможно, но фотосъемка требует вдумчивости, желательно быть „своим11 в водной среде и иметь возможность наблюдать за сложными взаимоотношениями морских обитателей. На мой взгляд, наиболее удачные снимки получаются тогда, когда камера находится на одном уровне с объектом съемки или немного ниже его. При такой съемке на фотографии создается нечто вроде эффекта присутствия.

Условия освещенности сильно зависят от изменения глубины. Более того, поглощение света происходит неравномерно в видимой части спектра. Вода выступает в качестве сине-зеленого фильтра. С увеличением глубины ослабевают, а затем исчезают сначала красный, а потом оранжевый и желтые цвета. Поверьте, нет смысла в погоне за экзотическими обитателями сразу покорять большие глубины — естественная освещенность невелика даже на небольших глубинах. На 8-12 метрах вы встретите немало достойных объектов для съемки, а лучшие условия освещения позволят избежать многих ошибок. При этом следует помнить, что при съемке в воде снизу вверх создается эффект съемки против света (контрового освещения), а при съемке вниз темное дно или коралловый риф могут вызвать ошибку экспонирования.

Вспышка — незаменимый атрибут подводного фотографа: в зависимости от условий съемки используется

от одной маломощной до нескольких достаточно мощных. Но будьте очень аккуратны: даже самая чистая вода дает помехи за счет поглощения и рассеивания света. Попытка сьемки со вспышкой на расстоянии более 2-3 метров часто приводит к тому, что вспышка лишь высвечивает воду перед объективом. Более того, мелкие частицы, практически всегда присутствующие в воде, отразятся в свете вспышки и „заиграют» на вашем снимке десятками сверкающих шаров. При фотографировании вблизи дна и кораллового рифа старайтесь не делать резких движений ластами — подняв со дна взвесь, вы рискуете свести на нет и без того непростые условия сьемки.

Обратите внимание на воздушные пузыри. Сверкающая россыпь пузырей прекрасно смотрится, когда они находятся выше объекта съемки, придавая снимку определенную динамику. Избегайте ситуаций, когда при фотографировании людей пузыри выдыхаемого воздуха обрамляют лицо, Одновременно присматривайте за проплывающими ниже вас аквалангистами — внезапно поднявшийся поток пузырей может безнадежно испортить задуманный вами кадр. Вроде ничего страшного, но момент будет упущен.

МОДЕЛИ И СЮЖЕТЫ

Для фотографирования рыб и морских животных желательно немного знать об их привычках и местах обитания. Рыбы пугливы, а большинство компактных цифровых камер имеют небольшую задержку между моментом спуска и моментом съемки. Для получения хорошего кадра нужно приноровиться к задержке съемки и запастись терпением, иначе на снимках вы увидите только хвосты уплывающих от вас рыб. Помните, многие подводные обитатели ядовиты, некоторые воспринимают приближение ближе определенного расстояния как агрессию. У некоторых рыб зона охранения вертикальна, т.е. опасно нахождение выше их. Нет, я не собираюсь пугать вас, просто постарайтесь быть аккуратными, не дайте нелепой случайности испортить вам отдых. Наблюдая объект съемки на экране ЖК-дисплея камеры, можно случайно задеть огненный коралл, потревожить морского ежа или какого-нибудь другого обитателя рифа. Зачем вам лишние неприятности? Именно поэтому я настоятельно рекомендую надевать перчатки. Возможно, в них не так удобно обращаться с камерой, но в ряде случаев, когда вы, желая удержаться рядом с объектом съемки, инстинктивно схватитесь за коралл или камень, они защитят вас.
Попробуйте свои силы в макросъемке. В этой области, требующей наибольшего терпения, преимущества цифровых камер просто очевидны. Особенно интересной может быть ночная макросъемка, когда вы получаете шанс подобраться к спящим морским обитателям. Более того, свет фонаря, используемого при ночных погружениях, привлекает к вам обитателей морских глубин, и некоторые хищники предпочитают охотиться в его лучах, находясь рядом с вами в темноте. Если повезет, вы будете свидетелем интереснейших, полных драматизма событий.

При ночной макросъемке необходимо использовать как минимум две вспышки, дабы высветить все тени. Для получения ясного четкого изображения необходимо стремиться уменьшить толщу воды межу фотоаппаратом и объектом и фотографировать с минимально возможного
расстояния. Старайтесь найти единственный в своем роде ракурс, фокусируя внимание на объектах, придающих именно этому кусочку морского дна лиризм и декоративность. Только тогда фотограф из простого хроникера превращается в настоящего художника.

Вот вроде бы и все, стрелка манометра неотвратимо приближается к красной отметке, пора возвращаться на корабль. Как это обычно бывает, не хватило буквально одной минуты, чтобы сделать самый интересный, самый лучший снимок. В другой раз… может быть. А сейчас нужно „опреснить» (промыть пресной водой) и просушить бокс, просмотреть отснятый материал, зарядить батарею и готовиться к новым погружениям.

Успехов вам!

 

МИХАИЛ ПУТНИКОВ

modelpoint@front.ru




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом