Расскажи друзьям об этом:

В правильном свете

Вы живете при свете, вы произносите это слово по десять раз на дню, но редко задумываетесь о том, насколько он действительно значим для фотографии… И совершенно напрасно! У света множество характеров, оттенков и тонов. И знание того, как из них можно извлекать пользу при фотосъемке, позволит продвинуть свои работы на совершенно новый уровень

В правильном свете
В правильном свете

Среди некоторых фотографов бытует мнение, что свет бывает либо „плохим», либо „хорошим». То есть выглянув с утра в окно и убедившись в том, что при „такой погоде» от освещения ждать милостей не приходится, они тут же высказывают все, что думают про „эту погоду», и, прокляв напоследок невезение, убирают камеру в шкаф.

Подождите с выводами! Давайте уточним: свет не бывает „хорошим» или „плохим» — он бывает подходящим или неподходящим для данного объекта съемки.
Свет — один из важнейших элементов снимка, и не надо считать эту фразу избитой. Ведь даже имея все возможное и невозможное фотооборудование, без света (а точнее, правильного света) вы ничего не добьетесь. Само слово „фотография» — производное от двух греческих корней: „фотос“ (свет) и „графо» (пишу), то есть вместе получается нечто вроде „расписываю светом». Да, именно этими словами и можно описать суть фотографии.

Один из способов научиться видеть свет — это постоянно обращать внимание на его нюансы. Даже если вы и не собираетесь сейчас ничего фотографировать, обратите внимание на то, как красиво освещена задняя стена дома, как лучи проходят сквозь маленькое чердачное окошко или как их рассеивает листва деревьев. Собирайте, запоминайте, сохраняйте картинки в памяти — эти знания пригодятся вам во время съемки.

„С ПЕРЕМЕННЫМ УГЛОМ ОТРАЖЕНЬЯ»

Самое замечательное качество света состоит в том, что он всегда разный. Его основные параметры — контрастность, интенсивность, оттенок и угол падения — повторяются редко. И это прекрасно!

Есть одно правило, касающееся света: количество в данном случае не переходит в качество. Много не всегда зна-
чит хорошо, даже, скорее, наоборот. Лучше, когда света мало, но он правильно направлен, чем когда его много и он беспорядочно рассеян.

Казалось бы, что может быть лучше для съемки, чем солнечные летние дни, — яркое солнце дает возможность использовать маленькие значения диафрагмы и короткие выдержки. Но в полуденные часы все одинаково залито прямым солнечным светом, что означает отсутствие теней, а следовательно, изображение получается скучным и плоским. Поэтому старайтесь не снимать в полдень, когда тени не только маленькие, но и очень глубокие. Лучше фотографируйте рано утром или вечером, когда солнечные лучи падают под более острым углом и дают более длинные и фотогеничные тени.

В зимние месяцы солнце стоит низко на протяжении всего дня — такое освещение хорошо подчеркивает текстуру и орнаменты. Это самое время заняться съемкой различных памятников архитектуры, как целиком, так и их отдельных деталей (например, каменной резьбы). То же относится и к пейзажам. Зимой нет листвы и травы, так что именно в это время года можно отлично зафиксировать особенности ландшафта. Очень важно и то, как свет пад: ет на объект съемки: чем острее угол падения, тем детал! ней будет снимок.

Еще стоит запомнить, что свет в полдень, хоть и кажется нейтральным, может иметь прохладный голубоватый опенок, особенно если съемка проходит в тени. Чем ближе к рассвету или закату, тем теплее оттенок света, и тем, соответственно, отчетливей будут прорисовываться такие детали как каменная кладка.

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

Особенно важно, как вы расположите модель по отношению к источнику света (при работе в студии это тоже очень важно). Если вы поставите модель лицом к солнцу, а сами встанете к нему спиной, то, во-первых, она будет щуриться, а во-вторых, у нее под глазами, носом и подбородком появятся некрасивые тени. Если же расположить модель боком к источнику света, то половина ее лица будет выразительно освещена, зато другая окажется в тени. Но ситуацию может спасти рефлектор, установленный так, чтобы свет отражался и подсвечивал затененные участки.

Что касается отражателя, то искать, где и как он должен быть расположен, приходится методом проб и ошибок. Двигайте его вокруг модели, поднимайте и опускайте, подносите ближе и отодвигайте — на ваших глазах тени будут меняться. Чаще всего фотографы хотят, чтобы ре-
флектор стоял как можно ближе к модели, но при этом не попадал в кадр. При портретной съемке он должен быть наклонен под углом в 45 градусов. Если вы работаете без ассистента, а на портрете должны быть только лицо и плечи модели, рефлектор можно положить к ней на колени. Кстати, это даст ей возможность занять руки и отвлечет от самого процесса съемки. То есть раскрепостит.

Как уже говорилось, количество света не переходит в качество, и больше всего это правило подходит к портретной съемке. Фотографировать людей лучше всего при направленном рассеянном свете: например, в солнечный день с легкими кучевыми облаками на небе, а в помещении — возле большого окна, занавешенного тюлем. То есть получается, что объект съемки полностью освещен, но тени при этом остаются мягкими.

К сожалению, условия не всегда идеальны, поэтому результаты съемки зачастую огорчают. Если же свет слишком яркий, попытайтесь найти затененный участок — под деревом или навесом. „Отрезая11 верхний свет, вы можете быть уверены в избавлении от теней под глазами, носом и подбородком. В результате весь свет поступает спереди и с боков, что дает хорошие результаты.

Если же „отрезать11 верхний свет невозможно, попытайтесь его рассеять: попросите ассистента подержать лист картона или покрывало над головой модели. Также можно провести съемку возле какой-нибудь стены: она сыграет роль отражателя и сделает свет мяте. Единственный случай, когда освещение должно быть более контрастным, — это съемка портретов „мужественного11 характера, когда вам желателен жесткий светотеневой рисунок.

Итак, для портретов, снятых с маленького расстояния, идеален рассеянный свет: он позволяет выделить наибольшее количество деталей. Фотографы-портретисты, работающие на улице, обычно избегают солнечных дней с ясным небом, отдавая предпочтение облачным и даже пасмурным. А некоторым вообще нравится снимать во время дождя!

НАТЮРМОРТЫ

Когда на улице совсем плохая погода, наступает „время для натюрмортов11. Соберите несколько предметов, тематически связанных между собой или, наоборот, контрастирующих. Это может быть еда: хлеб, овощи, фрукты, — или посуда, рабочие инструменты, украшения. Найдите подходящее место (очень удобен широкий подоконник), расстелите там кусок ткани или лист бумаги и расположите вещи в художественном беспорядке.

Подобными экспериментами лучше заниматься дома.

И в этом случае вы встанете перед выбором между светом из окна, внешней вспышкой или студийным светом и электричеством. Если выбирать из перечисленного, то дневной свет, конечно, предпочтительнее, так как он наиболее доступен. Но в данном случае может возникнуть необходимость использовать штатив в целях избежания „шевеленки11.

ПОРТРЕТ И СВЕЧИ
Если использовать в качестве источника света свечи, можно получить потрясающий романтичный портрет. Теплый мягкий полусвет, обволакивающий предметы, точно воспроизводит атмосферу вечера при свечах. Чем больше свечей, тем ярче свет — и тем лучше освещены предметы, рядом с которыми вы их расположите. Однако использовать в такой ситуации ручной баланс белого нужно не всегда: при этом может быть потеряна вся теплая атмосфера кадра
К тому же, в условиях помещений, освещенных через окна дневным светом, можно научиться правильно использовать его, так что не пожалейте времени и проведите пробные фотосессии в разных комнатах в разное время суток. Свет, идущий из больших окон, как правило, более мягкий. А из маленьких окошек обычно поступает резкий свет.

Занимаясь портретной съемкой, попробуйте сфотографировать одного и того же человека в разных с точки зрения освещенности условиях. Или же расположите натюрморт рядом с балконной дверью и наблюдайте за изменениями в освещении по мере того, как будете перемещать предметы.

Электрическому освещению тоже стоит уделить внимание, в особенности обычным настольным лампочкам. Они имеют желтоватый свет, который нейтрализуется настройкой баланса белого, имеющейся во всех цифровых камерах.

Конечно, потолочные люстры редко дают хороший свет, но отвергать их сразу не стоит — попробуйте и оцените результат. А если у вас дома есть несколько настольных ламп, то вы можете создать импровизированную домашнюю студию путем установки их вокруг модели: при должном старании у вас получатся великолепные фотографии.

Несмотря на „простоту использования», от встроенной вспышки чаще всего толку мало: полученные результаты можно оценить разве что как достаточные для фото „на память“. Света она, конечно, дает много, но проблема в том, что вы не можете им манипулировать. Все, что вы можете сделать, это приблизиться или отойти от объекта съемки, но весь свет поступает к нему строго от объектива, что приводит к появлению резких бликов и неприятного блеска кожи. Картинка в целом начинает выглядеть плоско и скучно.

УЗНАЙ СВОЙ СВЕТ!
ЖЕСТКИЙ СВЕТ

Когда: Примерно с 10:30 до 14:30 летом в солнечный безоблачный день

Положительные свойства: Яркий свет улучшает цвета и позволяет пользоваться маленькими значениями диафрагмы (большая глубина резкости) и высокой скоростью затвора (замораживание движения) Отрицательные свойства: Из-за того, что солнце стоит высоко в небе и светит очень ярко, контрастность повышается настолько, что тени становятся очень густыми, и детали в них исчезают

Подходит: Для спорта, архитектуры, путешествий, пейзажей, съемки текстуры и орнаментов Не очень подходит: Для мягких портретов, снимков, сделанных с короткой дистанции, серебристых и белых предметов

Как с ним работать: Не снимайте, когда солнце у вас за спиной. В этом случае тени вообще не попадут в кадр, и снимок получится плоским и неинтересным. Снимайте против света или так, чтобы он падал сбоку Важно: Если вам пришлось проводить при таком освещении портретную съемку, снимайте либо против света, либо так, чтобы он падал сбоку, желательно с отражателем или при использовании заполняющей вспышки для смягчения теней

ПРЯМОЙ НАПРАВЛЕННЫЙ СВЕТ

Когда: Ранним утром или поздним вечером солнечного дня, а также зимой, когда солнце не поднимается высоко в небо

Положительные свойства: Очень красивый свет, дающий длинные тени, которые заметно украшают кадр, придавая ему глубину резкости. Привносит особое настроение в большинство жанров фотографии, идеально подходит для пейзажей

Отрицательные свойства: Хотя и не так сильно, как жесткий полуденный, низкий направленный свет все же
слишком контрастен для некоторых объектов, например, людей

Подходит: Для текстур и орнаментов, романтичных портретов, архитектуры, пейзажей, натуралистической фотографии, путешествий

Не очень подходит: Для парадной фотографии, макросъемки, классических свадебных фотографий Как с ним работать: Чем раньше приступить к съемке с утра или чем позже вечером на ней задержаться, тем длиннее будут тени. А чем длиннее тени, тем выразительнее снимок

Важно: В это время суток ищите такие композиции, где тени формируют весь визуальный эффект

НАПРАВЛЕННО-РАССЕЯННЫЙ СВЕТ

Когда: В солнечный день с легкими облаками на небе Положительные свойства: Несмотря на все еще высокий контраст, этот свет дает приятные мягкие тени и отличные цвета. При этом он достаточно ярок для малых значений диафрагмы и коротких выдержек Отрицательные свойства: Практически нет. Этот вид света — один из наиболее благоприятных и симпатичных. Хотя для некоторых объектов, нуждающихся в более резком свете, он не подойдет Подходит: Для архитектуры, спорта, текстуры, портретов, натуралистической фотографии, макросъемки, парадных съемок, пейзажей, моды Не очень подходит: Исключения редки, в основном подходит для всего

Как с ним работать: Этим светом трудно что-либо испортить. Но все-таки он достаточно контрастен, поэтому для портретной съемки вам может понадобиться отражатель Важно: Не пропустите момент — идите и снимайте!

РАССЕЯННЫЙ СВЕТ

Когда: В солнечный день, когда небо покрыто густыми облаками; в тени деревьев или зданий в солнечный день

Положительные свойства: Мягкий свет нежного тона. К тому же, дает совсем легкие тени, придающие кадру выразительность

Отрицательные свойства: Иногда уровень освещенности низок, если съемка ведется на чувствительностях 50-100 ISO. При сильном ветре светотеневая картина быстро меняется от проплывающих облаков, и легко упустить нужный момент

Подходит: Для портретных, свадебных, парадных фотографий, а также натюрмортной съемки, цветов, белых предметов, макросъемки Не очень подходит: Для текстуры, орнаментов, архитектуры, спорта, пейзажей

Как с ним работать: Этот вид света идеален для портретной съемки. Во-первых, модели не придется щуриться, а во-вторых, под глазами, носом и подбородком не будет густых теней

Важно: Рассеянный свет может иметь слегка голубоватый оттенок, так что будьте готовы к тому, что вам придется выставить ручной баланс белого или позже скорректировать тон

ЗАПОЛНЯЮЩИЙ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ

Когда: В пасмурный день, когда тучи полностью заволакивают небо

Положительные свойства: Недостаток контрастности означает, что гамму оттенков регулировать легко, и при этом детали не будут потеряны Отрицательные свойства: Свет плоский и, следовательно, вообще не дает теней. К тому же, он придает предметам отчетливый голубоватый оттенок. Низкий уровень освещенности не позволяет использовать высокую скорость затвора и маленькие значения диафрагмы Подходит: Для съемки с маленького расстояния и детальных снимков

Не очень подходит: Для свадебных, портретных, пейзажных, спортивных, парадных снимков, а также памятников архитектуры, текстуры и орнаментов

ЧТО ТАКОЕ БАЛАНС БЕЛОГО?
Обычные цветовые недостатки дневного или студийного света исправляются благодаря автоматическому балансу белого. Но в некоторых случаях вам придется перенастраивать баланс вручную — например, когда вы ночью фотографируете объект, подсвеченный огнями нескольких цветов, или в качестве освещения используете какой-нибудь нестандартный источник света, и при этом ни один тип предустановок баланса белого не подходит.

Сделать это несложно: направьте камеру на белый предмет, освещенный тем же источником света, так, чтобы он занял весь кадр. Для этой процедуры вполне подойдет лист белой бумаги. Затем следуйте подсказкам на экране, и, когда камера „захватит» белый цвет, остальные цвета автоматически перераспределятся (хотя в сложных случаях бывают исключения). Если же вместо белого предмета воспользоваться цветным, эффект будет тот же, что и от при-
менения цветного фильтра поверх объектива, только общий цветовой тон сдвинется в сторону цвета, противоположного цвету объекта.

Ручной баланс белого — одно из важнейших преимуществ цифровых камер перед пленочными. Благодаря этой функции вы получаете свободу снимать всегда и везде, где вам вздумается.

На иллюстрации к тексту (внизу) перед вами восемь фотоснимков. Первые шесть сделаны при помощи стандартных предустановок баланса белого, а седьмой и восьмой — с использованием вручную настроенных режимов. После несложной процедуры ручной балансировки камера „запомнит», как выглядит белый цвет в конкретной ситуации. На седьмой фотографии вместо белого листа бумаги перед объективом поставили лист зеленого цвета. А на восьмой — синего.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом