Расскажи друзьям об этом:

Сюжетное макро

Обычно когда речь заходит о макросъемке, многие фотолюбители высказывают мнение, что дело это хорошее — позволяет увидеть неожиданную красоту небольших предметов, — только, как бы ни были прекрасны цветы и насекомые (основные „макромодели»), в этой области особо не разгуляешься, поскольку внести в макросъемку сюжет — дело безнадежное. Или очень трудное.

Сюжетное макро
Сюжетное макро

Анатолий Кириллов решительно не согласен с такими высказываниями и на примере собственных работ берется доказать, что сюжет в макросъемке не только возможен — он просто необходим…

Редакция Digital Photo уже несколько раз пыталась склонить меня к рассказу о том, как делать сюжетное макро. Я честно пытался выдавить из себя соответствующие слова, но преуспел не сильно. А потом и вовсе бросил эти попытки, так как понял, что показать гораздо проще, чем рассказать.

И вообще, не самое лучшее дело давать общие советы вроде „посмотрите на окружающий нас мир, он так прекрасен! Если вы внимательно вглядитесь в него, обязательно найдете все необходимое для фотографии…». Все это так. Но если съемка не клеится или клеится как-то криво, можно начать с просмотра того, что сделали другие. В принципе, и у меня, хоть я с детства любил наблюдать за макромиром через увеличительное стекло (за что его обитатели нередко и нещадно меня кусали), сюжеты выросли не на пустом месте, а на поле, по которому „прошлись» признанные мастера. В том числе и мастера макросъемки.

Возможно, если поставить перед собой задачу увидеть не только макрообьект, но и макросюжет, это поможет — расшевелит воображение. Возьмем те же капли. Избитая тема, верно? Все через это прошли, все мы „капали»! А если нет, то все еще впереди! Наиболее интересен момент соприкосновения капли и водной поверхности и следующее за этим возмущение водной глади, которое может быть весьма интересным по форме. И здесь сложно удержаться — однажды попробовав, начинаешь снимать капли десятками, если не сотнями. А потом, просматривая отснятый материал, обнаруживаешь то, что получилось как бы случайно. На самом деле это не случайность, а закономерный результат поиска эффектного кадра и… все того же сюжета.

С насекомыми и цветами чуть сложнее. Особенно с первыми — это очень капризные фотомодели. Но если повезет, здесь тоже можно встретить сюжетную линию. А не повезет — останется вернуться домой и по правилу „если гора не идет к Магомету…» постараться придумать что-то свое.

У меня этим „своим» стали обыкновенные спички.

Как обычно, идея поработать с ними возникла внезапно, „из ниоткуда». Однажды я разглядывал под увеличением головку сгоревшей спички и с немалым удивлением обнаружил поразительное сходство последней с чертами человеческого лица. Возможно, не

прямого сходства, а, как бы точнее сказать, ассоциативного, В итоге спичек было сожжено немало, но зато появилось немало работ, которые нравятся не только мне.

И добавить к этому нечего. Можно порассуждать о том, что несколько вертикально стоящих сгоревших спичек напоминают скопление людей, а огонь и дым тоже можно использовать в сюжете. И что очень важна постановка света! Но есть риск, что начнешь рассказывать „как правильно ходить11. Вместо этого предлагаю просто взять и начать ходить. А правильно или неправильно — это выяснится в процессе. Хотя некоторое знание техники макросьемки, конечно, не повредит.

ТЕХНИКА

У большинства цифровых камер съемка в штатном режиме „макро“ не представляет особых трудностей, но и не позволяет делать высокодетализированные снимки мелких объектов (от 2 см и меньше). Поэтому для фокусировки на более близком расстоянии (меньшем, чем позволяет ваша камера) применяют насадочные увеличительные линзы — Close Up Lens — диоптрийные фильтры, которые бывают различной оптической силы: +2, +4, +7, +10… Они дают существенное увеличение масштаба, но вместе с тем привносят в полученную

оптическую систему (объектив + фильтр) значительные периферические аберрации. Разрешение этой оптической системы сильно падает от центра к периферии. Качество полученных снимков с применением увеличительных линз оставляет желать лучшего, но на большее они, к сожалению, не способны.

Сначала я работал с ними, но потом перешел на технику перевернутого объектива. Решил попробовать, используя в качестве дополнительного штатный объектив „Зенита»

„Гелиос 44М“, присоединенный к камере в перевернутом виде через переходное кольцо (его изготовили по индивидуальному заказу на оборонном предприятии). Тестовые снимки буквально ошеломили меня, так что теперь перевернутый объектив — мой незаменимый инструмент. Единственный его недостаток — виньетирование по углам кадра, что легко устраняется в ФШ.

Перевернутый объектив действует как сильный диоптрийный фильтр, по качеству значительно превосходя последний. На дополнительном объективе должна быть полностью открыта диафрагма, а фокусное расстояние установлено на бесконечность. На собственно цифровой камере объектив должен быть максимально зумирован, а диафрагма закрыта до предельной величины (на моей камере Sony Cyber-shot DSC-75 это f/8).

Особенности макросъемки (очень небольшая величина ГРИП — глубины резко изображаемого пространства) диктуют условия работы. Пожалуй, лучшим режимом является приоритет диафрагмы. Фокусное расстояние лучше устанавливать вручную, поскольку автофокус часто ошибается. И вообще, в макросьемке лучше выводить резкость на передний край ГРИП, чтобы использовать резко изображаемое пространство полностью. Причем лучшую точку приходится искать, перемещая камеру по направлению к объекту съемки и контролируя изображение на панели дисплея.

Думаю, нелишним будет сказать, что использование штатива в макросъемке весьма полезно. Хотя бы по уже упомянутой причине — глубина резко изображаемого пространства составляет всего несколько миллиметров. Уверен, что поворотный ЖК-экран (как у Sony Cyber-shot DSC-717, Canon PowerShot C3(5) или Nikon Coolpix 995) очень удобен в макросъемке (к сожалению, у моей камеры такого нет). И еще здорово, если ваша камера умеет быстро производить серию снимков — даже при съемке спичек это бывает полезно, не говоря уже о воде.

 

АНАТОЛИЙ КИРИЛЛОВ

Kin4lovAP@yandex.ru

Сюжетное макро
Сюжетное макро
Сюжетное макро
Сюжетное макро
Сюжетное макро
Сюжетное макро



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом