Расскажи друзьям об этом:

Снимаем в RAW

Сырой формат RAW

Снимаем в RAW
Снимаем в RAW

Многие камеры позволяют записывать фотографии в формате TIFF, который по большому счету не дает заметного преимущества по сравнению с JPG лучшего качества, но занимает на карте памяти гораздо больше места. Но гораздо лучше, если камера позволяет записывать кадры в RAW, который иногда в шутку называют „сырым» — так переводится с английского слово „raw». Или „цифровым негативом». Но, как ни назови, этот формат предоставляет фотографу массу возможностей улучшить снимок после съемки…
Чтобы лучше понять, что такое формат RAW, стоит вкратце познакомиться с принципом формирования цифрового фото. Типичная матрица цифровой фотокамеры совсем не похожа по структуре, например, на плоский жидкокристаллический дисплей — каждая элементарная точка которого (пиксель) состоит из трех субпикселей первичных цветов. Конечно, можно было бы использовать и такую структуру светочувствительного слоя, но гораздо лучшее качество изображения при аналогичном количестве ячеек обеспечивает так называемая байеровская схема (рис. 2). Каждый пиксель матрицы отвечает только за один из трех первичных цветов, причем зеленых ячеек обычно делают в два раза больше, чем красных и синих (это обусловлено различной чувствительностью фотоприемников к свету разного спектрального состава, а также особенностями человеческого зрения). Таким образом, матрица 4-мегапиксельной цифровой камеры состоит из 1 млн. красных ячеек, такого же количества синих и 2 млн. зеленых. В хороших моделях ЦФК (начиная с $500, а иногда и более дешевых) освещенность каждой ячейки оцифровывается с 12-разрядной точностью. Полученный массив 12-разрядных чисел и представляет из себя формат RAW или „цифровой негатив».

Снимаем в RAW
Снимаем в RAW

В чем преимущество RAW перед другими форматами (TIFF, JPEG)? Во-первых, при том, что это формат без потери качества (как, например, TIFF), он занимает намного меньший объем, ведь, скажем, 4 миллиона 12-разрядных чисел „весят“ вдвое меньше, чем 12 миллионов субпикселей, каждый из которых представлен с разрядностью 8 бит. К тому же, некоторые производители, в частности, Canon, применяют алгоритмы сжатия RAW без потерь, и в результате 5-мегапиксельный RAW может занимать 3.5-5 мегабайт (в зависимости от сюжета), в то время как TIFF аналогичного разрешения всегда требует 15 мегабайт.

Во-вторых, RAW в силу своей повышенной разрядности и отсутствия какой-либо обработки хранит намного больше информации об изображении, чем 8-битные форматы
(здесь и далее под выражением „8-битный“ подразумевается разрядность представления отдельного цветового канала; в целом картинка имеет разрядность 24/32 бита (True Color). Процесс преобразования байеровской структуры в традиционный RGB-формат называется Demosaic, т.е. в буквальном смысле превращение разноцветной мозаики в цельное изображение. Совершенно очевидно, что этот процесс не может обойтись без потери качества, определяемой алгоритмом преобразования. Параллельно с Demosaic процессор камеры устанавливает такие параметры изображения как баланс белого, контраст, резкость, насыщенность и заодно решает задачу „втискивания» исходных 12-битных данных в более узкие рамки 8-битного формата. Производя процесс конвертации не в камере, а на компьютере, мы можем использовать более сложные и качественные алгоритмы Demosaic, которые недоступны относительно маломощным набортным процессорам ЦФК. Но главный интерес представляет тот факт, что все упомянутые параметры можно выставить уже после съемки без малейшей потери качества, что в корне решает проблемы с неверно выбранным балансом белого, уровнем насыщенности или „шарпе-нингом». Кроме того, RAW позволяет относительно легко компенсировать небольшую пере- и недоэкспозицию. На иллюстрациях 4-6 показано, как использование формата RAW позволило привести в более-менее приличный вид, казалось бы, полностью бракованный снимок. Надо сказать, что данный пример не надуман — это абсолютно реальное фото, снятое Canon EOS-1 Ds (этот RAW-файл 100_0019.tif вы можете взять на нашем диске и провести аналогичный эксперимент; кстати, обратите внимание -11-мегапиксельный снимок без малейшей потери качества занимает всего 9.46 Мб). Фотограф, не успевший освоиться с камерой, по ошибке использовал установку ББ Tungsten и неправильный алгоритм экспозамера. Конечно, данный пейзаж можно было бы переснять, но технический брак обнаружился только через некоторое время после съемки, когда солнце уже скрылось за тучами. Потерянный момент
не вернешь — и именно здесь наиболее полно проявляется функциональность RAW. Если вы снимаете в сложных условиях освещения быстроменяющийся сюжет (выглянувшее из-за края туч солнце, прибывающий поезд, забавную сценку в детской песочнице и т.д), у вас просто нет времени на то, чтобы кропотливо выставлять баланс белого и точно выбирать экспозицию (как бы точно ни работал „автомат» камеры, всегда найдутся случаи, где он спасует). В этом случае, не задумываясь, снимайте удачный кадр в RAW. В процессе конвертации, уже в спокойной обстановке, можно выбрать любую установку ББ и без заметной потери качества ввести небольшую экспокоррекцию.

Стоит помнить, что положительная экспокоррекция в конвертере RAW производится за счет виртуального повышения чувствительности матрицы (ISO). Таким образом, хотя формат RAW и не в силах помочь сделать положительную экспокоррекцию без увеличения уровня шумов (это было бы просто чудом), он позволяет проделать фокус с поднятием ISO задним числом. То есть не будет особой разницы, сняли вы сюжет сразу на чувствительности 200 ISO или использовали ту же экспопару с 100 ISO, а повышение чувствительности вдвое осуществили при помощи экспококоррекции на +1EV в конвертере. Фотографируя, например, сцену в театре, где вспышка запрещена, выставляйте в ручном режиме наибольшую приемлемую выдержку (1/40-1/20 сек., чтобы обойтись без явной „шеве-ленки»), максимально открывайте диафрагму и снимайте в RAW с минимальной чувствительностью. Если повезет, и света окажется достаточно — вы получите максимально возможное качество. Если вышла недоэкспозиция — сделайте описанное виртуальное повышение ISO.

С пересветами нужно быть осторожнее — любая матрица имеет строго определенный предел насыщения светочувствительной ячейки. Тем не менее, при использовании подходящего конвертера RAW иногда позволяет вытянуть до двух (!) ступеней EV. Конечно, многое зависит от камеры: качественная матрица зеркалки за счет большой фотошироты вполне способна на такой трюк, а цифрокомпакт может спасовать и от пересвета на 1 EV.

Третий большой плюс RAW — возможность конвертировать изображение напрямую в 16-разрядный TIFF, что дает значительное повышение качества при сложной постобработке. Это объясняется тем, что 16-битный формат может хранить больше полезной информации. К тому же, при большом количестве промежуточных преобразований повышенная точность представления данных обеспечивает меньшие потери полезной информации из-за меньшей дискретизации.

ПРАКТИКА

Допустим, что владелец ЦФК пользуется RAW не эпизодически, а постоянно, результатом чего является большое количество снимков в этом формате. Давайте рассмотрим типичный алгоритм работы с „цифровыми негативами» на примере камер Canon. Первый шаг состоит в том, чтобы закачать снимки с флэш-карты фотоаппарата на компьютер. Подсоедините камеру к порту USB (или FireWire для некоторых моделей зеркалок), после чего автоматически запустится программа ZoomBrowser EX и откроется окно Camera Window. Выберите нужные файлы (Select — Select All или Select New) и нажмите кнопку Download. Когда загрузка завершится, откроется основное окно программы ZoomBrowser EX. Теперь снимки в формате RAW (пары
файлов с расширениями *.CRW и *.ТНМ или одиночные файлы с расширением MIF — не путать с обычным TIFF!) лежат в выбранной директории на жестком диске.

Приступаем ко второму шагу — пакетной конвертации RAW в JPEG. Нажмите кнопку View & Modify, затем Process RAW Images, и все только что скачанные файлы RAW откроются в окне утилиты File Viewer Utility. Выделите их все (Select Images > Select All) и отправьте на конвертацию (Save File > Convert and Save in File…). В качестве выходного формата нужно указать JPEG с максимальным уровнем качества.

Все! Через несколько минут все ваши снимки будут лежать в нужной папке в виде JPEG-файлов и будут выглядеть абсолютно так же, как если бы вы их сразу снимали в JPEG (алгоритм преобразования ZoomBrowser EX идентичен внутрикамерному). С одним важным отличием — у вас остались „цифровые негативы» этих снимков…

Как видим, мы почти ни в чем не проиграли по сравнению со сьемкой напрямую в JPEG. Никакой особой возни с конвертерами и правкой каждого файла в отдельности (то, чего больше всего опасаются новички, отказываясь от съемки в RAW). Вся плата за использование этого формата — в два раза меньшее количество снимков, умещающихся на карте памяти (для камер Canon, где используется сжатие RAW), и лишние пять минут на пакетную конвертацию при скачивании файлов на компьютер. Ненужные пока файлы RAW переме-
стите в отведенную для них директорию и приступайте к просмотру снимков в JPEG. Если какой-то снимок не устраивает вас в техническом плане (неверно выставленный ББ, небольшая пере- или недоэкспозиция) — все можно исправить новой конвертацией RAW с нужными параметрами. К тому же, не исключено, что в будущем будут появляться новые алгоритмы декодирования, и вы сможете получить из своих снимков такое качество, на которое даже и не рассчитывали.

Существует достаточно большое количество сторонних конвертеров RAW, каждый из которых имеет свою изюминку. Сравнение их возможностей — тема для отдельной статьи. В качестве примера на иллюстрациях 9-10 показаны отличительные особенности двух наиболее популярных конвертеров RAW — штатного Canon и встроенного в Adobe Photoshop CS. Точных рекомендаций по выбору конкретного конвертера дать невозможно: все зависит от ваших личных предпочтений и поставленных задач. Например, когда требуется полная аутентичность картинки (прежде всего — точное соответствие цветового баланса), лучше использовать штатный конвертер Canon. Если тонкости цветопередачи не так уж важны, но требуется уменьшить шумы на изображении — имеет смысл воспользоваться услугами конвертера Adobe Photoshop CS. Кроме всего прочего, при настройках по умолчанию он выдает лучшую проработку деталей в светах (см. рис. 13-14) и имеет более эффективную реализацию отрицательной экспокоррекции.

Снимаем в RAW
Снимаем в RAW
Снимаем в RAW
Снимаем в RAW

DPhoto13_HR_086-089_........_...PDF


Расскажи друзьям об этом:



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом