Откуда берутся идеи? Они возникают сами по себе или кто-то нам их „шепчет»? Расхожее мнение гласит, что они носятся в воздухе. Рассказывает Александр Ефремов…
У меня в фотографии две любви. Снимать пейзажи, за которыми я готов ехать куда угодно, не зная заранее, что меня ждет, когда пейзаж „нарисуется перед камерой.
А вторая — снимать по заранее придуманной схеме. С этим все немного сложнее, хотя по придуманным схемам приходилось снимать много: обложки для еженедельника „Собеседник», сложные постановочные кадры для разных журналов, сейчас — рекламные фотографии. Но пока я не стал пользоваться программой Photoshop, многие мои идеи так и остались нереализованными. Сейчас бывает и по-другому. Когда я просматриваю свой в общем-то солидный архив, в голове вдруг возникает „готовая» фотография, созданная на основе каких-то уже сфотографированных предметов или знакомых сюжетов. Не был исключением и снимок с ножницами. Правда, сначала возникала мысль сделать простой фотомонтаж на основе реального заката за морем, но у меня не нашлось подходящего кадра с крупным солнцем. И тогда родилась идея создать пейзаж в программе Photoshop.
ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ
Фотографию ножниц, необходимых для повторения урока, вы найдете на ДИСКЕ А, а все другие необходимые элементы нам предоставит Adobe Photoshop. Я даже не указываю версию, поскольку мы будем использовать инструменты, которые уже давно „поселились» в этом редакторе. А перед тем как приступить к делу, поговорим немного об одном из них.
С появлением в Photoshop масок слоев работа в программе стала настоящим раем. Особенно для тех фотографов, которые не один час провели возле фотоувеличителя в „темной комнате». По сути, маски слоя в Photoshop’e аналогичны маскам, которые фотографы раньше изготавливали вручную. Для осветления фона и затемнения объекта в черной картонке прорезались необходимые отверстия. Для осветления объектов фигурная картонка прикреплялась к тонкой проволоке. Эти картонные маски помещались между фотобумагой и объективом фотоувеличителя и уменьшали количество света, падающего на отдельные фрагменты фотобумаги. Нерезкость такой маски (для
сглаживания переходов) определялась близостью к фотобумаге. Таким образом можно было довольно гибко управлять яркостью отдельных участков изображения — их можно было сделать темнее или светлее, а при печати цветных фотографий избирательно менять цвет фрагментов.
Но с появлением Photoshop’a все стало намного проще. Маска слоя первоначально имеет белый цвет — она прозрачная. Это означает, что эффект воздействия на нижележащий слой будет максимальным. Если маску слоя залить черным цветом, эффект станет нулевым. А если маска слоя окрашена в различные оттенки серого, то сила воздействия будет зависеть от интенсивности закраски. Поэтому для маскирования части изображения достаточно раскрасить маску слоя, применяя кисти разной степени прозрачности и добиваясь таким образом необходимого воздействия на нижележащие слои.
По ходу урока нам встретятся еще несколько занятных инструментов. А теперь — к делу. Начинаем с чистого листа. Что может быть прекрасней!