Расскажи друзьям об этом:

Балланс белого

Нельзя недооценивать значение корректного отображения цветов для органичного визуального восприятия снимка. В этой статье мы расскажем, как сохранить на снимке цвета, видимые человеческим глазом, вне зависимости оттого, какой бы свет вы используете.

Балланс белого
Балланс белого

Балланс белого
Балланс белого

Дневной свет в разное время суток, а также свет от разных искусственных источников только невнимательному человеку может показаться одинаковым — белым. Это означает лишь то, что лист белой бумаги при различных источниках освещения для вашего субъективного восприятия будет казаться белым. Если же вы захотите добиться правильной цветопередачи, вам придется вспомнить элементарные правила физики, объясняющие „неодинаковость» света от разных его источников и… воспользоваться функцией баланса белого.

Для начала полезно разобраться с видимой частью спектра. Эго поток электромагнитных излучений, возникающий при нагреве какого-либо материала (в одном случае — раскаленное солнце, в другом — газ неоновой лампы или вольфрамовая спираль). Все излучают волны различной длины, составляя из них своеобразный „коктейль11, называемый спектром излучений. Спектром называется „смесь» отдельных составляющих световой поток цветов, которые отчетливо видны при разложении спектра на эти самые составляющие, — например, в радуге. Причем волны одной длины могут излучаться более интенсивно, чем волны другой длины, а „смесь», соответственно, получает окраску, зависящую от природы источника света.
Так, в спектре ламп накаливания количество красных лучей примерно в восемь раз больше, чем синих, и в три раза больше, чем зеленых. Соответственно, снимки, сделанные при лампах накаливания, имею свойство „уходить» в краснооранжевую окраску. А корректируя баланс белого, мы усиливаем сигнал с синечувствительных (Blue) и зеленочувствительных (Green) датчиков ПЗС-матрицы до уровня сигнала с синечувствительных (Blue) пикселей.

В других случаях волны всех частей видимого спектра излучаются источником (например, солнцем) с одинаковой интенсивностью, но естественный „цветовой фильтр» может ослаблять отдельные составляющие спектра. Например, по утрам и вечерам атмосфера заметно ослабляет синюю часть спектра, и солнечный свет приобретает характерную оранже-вр-желтую окраску.

Шкала цветовой температуры Кельвина позволяет точно определить цветность источника освещения. Она представляет собой последовательность температуры (и соответствующий ей спектр свечения), до которой нагревают некое условное вещество от абсолютного нуля (-273° по Цельсию) до точки его испарения. Цветность свечения вещества при этом последовательно меняется: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Нем меньше температу-
ра нагрева светящегося тела, тем более красным будет свет от него, чем больше — тем более синим.

Согласно шкале Кельвина, свет от свечи соответствует отметке в приблизительно 1900 К, а свет от вольфрамового осветителя в зависимости от его типа принимает значения от 2800 К до 3400 К. Между тем, усредненный „дневной свет*1 оценивается примерно в 5500 К, свет электронной вспышки — от 5000 К и до 6000 К, а голубое небо — от 1 1000 К до 18000 К.

Это может показаться странным, но наш мозг (мозг, а не глаз!) адаптирует восприятие цветов так, что белые объекты всегда представляются нам белыми вне зависимости от цветовой температуры источника света. Фотоаппаратура не обладает такими развитыми интеллектуальными способностями, и поэтому отражает цвет таким, какой он есть на самом деле. Поэтому снимки, сделанные аод обычной электрической лампочкой (которая, как мы уже говорили, излучает больше красных и желтых световых волн, чем синих), будут иметь теплый оранжевый опенок. А кадры, снятые при флуоресцентном освещении, будут иметь неприятную зеленую окраску из-за особенностей спектра свечения газа „дневных ламп». Снимки же, сделанные в солнечный день в тени (освещение от неба), будут иметь синий оттенок.

Цифровые фотокамеры борются с этой проблемой с помощью так называемой коррекции баланса белого. Эта функция предполагает, что вне зависимости от природы источника освещения „белое» должно остаться „белым».

Посредством этой опции можно варьировать баланс отображаемых на снимке цветов, чтобы скомпенсировать влияние температуры основного источника света. Эго достигается корректированием исходящей интенсивности светового сенсора по красному, синему и зеленому каналам по отношению к стандартному белому. Большая

часть продаваемых сегодня цифровых фотоаппаратов содержит в настройках автоматический баланс белого и несколько заранее заданных режимов для специфических условий освещения. Эти режимы называются „предустановленными» (или пресетами) и, как правило, включают дневной солнечный свет, съемку днем в тени и в облач-
ный день, освещение лампами накаливания, флуоресцентное освещение и свет вспышки. У многих моделей есть также ручной режим баланса белого, используя который, можно самостоятельно подбирать цветовой баланс для любых условий освещения. Вы просто наводите камеру на заведомо „белый» объект, например, лист высококачественной бумаги, и включаете замер баланса белого.

Что же касается автоматического баланса белого, то следует помнить, что даже новейшие и самые дорогие камеры могут попасть впросак, когда в кадре доминируют

определенные цвета или есть несколько разных по цветности источников света. Например, если вы снимаете на фоне невероятного красно-оранжевого заката, многие аппараты просто уведут цвета в холодную сторону, чтобы сбалансировать оранжевое освещение. А результат? Чаще всего наиболее точной и адекватной цветопередачи можно
добиться, выбирая предустановленный режим баланса белого, больше всего соответствующий условиям съемки.

Однако зачастую только автоматический режим оказывается в состоянии объединить „под одной крышей» несколько источников света с разной цветовой температурой. Например, освещение флуоресцентных ламп по своей цветовой температуре может варьироваться от цветности ламп накаливания (2700 К) до высокотемпературных ртутных ламп (7200 К). Дневной свет тоже меняется в зависимости от времени суток, сезона, высоты над уровнем моря и погодных условий.

Идеальный вариант, когда камера позволяет вам точно компенсировать баланс белого, сдвигая (Shift) цветовую температуру предустановленных значений вверх и вниз. К сожалению, „шифт’1 баланса белого пока имеется лишь в единичных камерах.

Еще один способ повысить точность цветопередачи — использовать функцию брекетинга баланса белого, которая есть сейчас во многих цифровиках. В этом режиме камера делает несколько снимков подряд, изменяя цветовую температуру. Эффективно, но, к сожалению, требует большого объема карт памяти.

РУЧНАЯ НАСТРОЙКА

Конечно же, наиболее точной по цветопередаче будет ручная установка баланса белого. Она начинается с того, что вы выбираете явно белый объект (например, лист белой бумаги, белую стену, потолок или рубашку портретируемого) под источником света, вызвавшим затруднения со съемкой. Но имейте в виду, что в случае такой балансировки вам может потребоваться изрядное количество времени. Да и объект по неопытности вы можете выбрать недостаточно белый.

Поэтому, когда время поджимает, приходится надеяться на автоматический баланс белого. Тогда вы можете исправить возникшие в результате неправильные оттенки в графическом редакторе, но это довольно сложное занятие. Кроме того, возможности редактирования не безграничны: иногда добиться правильного баланса не удается. И всегда расплатой за коррекцию цветности снимка будет рост шумов, противоположного корректируемому опенку.

Куда более разумное решение этой проблемы — съемка в формате RAW. В этом случае отрегулировать баланс белого можно при конвертации RAW-файлов в компьютере. Выбранные настройки камеры при этом сохраняются как информационные записи (теги), не влияющие на оригинальную информацию. Большинство фотоаппаратов, использующих формат RAW, поставляется с программным обеспечением, которое позволит выбрать или откорректировать баланс белого практически без потерь качества изображения. Единственный серьезный недостаток такого подхода — это времяемкость. RAW-файлы пишутся на карту памяти в несколько раз дольше, чем „джипеги», да и конвертация их занимает довольно много времени. Так что старайтесь, насколько это возможно, выставлять правильный баланс белого во время съемки.

DIGITAL PHOTO camera




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом