Расскажи друзьям об этом:

Снимаем водопады на длинных выдержках

Водопады, безусловно, являются одними из самых интересных и динамичных объектов для фотографа-натурали-ста. Бесспорно и то, что их съемка — настоящее искусство. Добиться хорошего результата порой очень непросто, поэтому мы приготовили для вас несколько советов, которые должны помочь вашему превращению в опытного „портретиста» водной стихии.

Водопады
Водопады

Водопады
Водопады

Жестких правил здесь не существует, но нам кажется, что съемка с длительными выдержками позволяет получить значительно более выразительные кадры — с мягким, даже слегка „шелковистым» потоком воды. Если выдержка слишком короткая, то снимок получается статичным, „замороженным» и не передает захватывающую дух атмосферу водопада. Поскольку длительность выдержки в значительной степени определяет текстуру получаемого в кадре водного потока, настройка этого параметра во многом зависит оттого эффекта, который вы стремитесь получить. Однако есть целый ряд советов, к которым следует прислушаться.
Выдержка в 1/60 секунды позволит запечатлеть водопад точно таким, как его видит человеческий глаз. Если уменьшить выдержку, то отдельные капли в потоке начнут застывать в воздухе, а если увеличить — получим более высокую степень размытости потока. Чтобы поток выглядел плавным, потребуется выдержка в диапазоне от 1/4 до 3 секунд. Не забывайте, что при съемке медленно текущих потоков воды и небольших ручейков надо увеличить выдержку, а при фотографировании стремительных водопадов, обрушивающихся с большой высоты, — уменьшить. В любом случае, ключ к успеху —эксперименты и пробная съемка с разными выдержками.

БОРЬБА ЗА ДЛИННУЮ ВЫДЕРЖКУ

Для правильной экспозиции при длинных выдержках вам, скорее всего, потребуется прикрыть диафрагму до f/16 или f/22. Это заодно позволит увеличить глубину резкости кадра.

Съемку лучше проводить при облачной погоде, установив чувствительность ISO как можно ниже — 50, 100 или, на худой конец, 200. Если же

света все равно слишком много, нам пригодится нейтральный фильтр, уменьшающий яркость сцены на две или три ступени экспозиции. Круговой поляризационный фильтр позволит увеличить выдержку на пару шагов, улучшить насыщенность цветов и устранить блики с поверхности воды или листвы. А если снимать приходится в солнечный день или на заснеженной местности, то может понадобиться установить сразу оба фильтра.

И раз уж речь зашла о длительных выдержках, вы уже должны были догадаться, что выходить из дома без устойчивого штатива не стоит. Кроме того, желательно пользоваться спусковым тросиком, дистанционным ИК-пультом или таймером автоспуска, чтобы минимизировать вероятность возникновения шевеленки от вашего прикосновения к камере.
ТАЙНЫ ЭКСПОЗАМЕРА

Если сам водопад занимает небольшую часть кадра, а условия освещения представляются равномерными, для определения верной экспозиции вполне подойдет мультисегментный (матричный или оценочный) экспозамер. Однако если водопад окружен угрюмо-мрачными скалами, возникает риск переэкспонировать сам водный поток. И наоборот, если ослепительно искрящиеся струи воды доминируют в кадре, они, скорее всего, обманут автоматику вашей камеры, и снимок получится слишком темным.

В идеале хорошо произвести точечный замер по близко расположенному к водопаду объекту, имеющему нейтральный оттенок, соответствующий средне-серому (18%). Идеальными кандидатами являются камни, трава, кора деревьев —

только убедитесь в том, что условия освещения для них аналогичны освещению водопада. Можно выполнить замер и по самому светлому (но не белому!) участку водопада, а затем увеличить полученное значение на две ступени. Не помешает и брекетинг экспозиции с интервалом от 1 /2 до 2/3 ступени.

Чем более солнечная выдалась погода, тем тщательнее придется возиться с экспозамером, поскольку контрастность сцены и интенсивность бликов увеличивается. Вот почему водопады лучше снимать либо в пасмурный день, либо в окружении густого шатра из деревьев.

ДОЛОЙ ШАБЛОНЫ!

Вместо того чтобы приступать к съемке „с места — в карьер», постарайтесь найти время сначала побродить вокруг и проникнуться окружающей атмосферой. Вполне возможно, что в результате вы увидите наиболее интересные композиции и необычные сюжеты. Какой прок в съемке водопада „как у всех» — „в лоб и в полный рост»? Поиграйте перспективой, компонуйте кадр смелее:
отдельные участки водопада, съемка потока сверху вниз, вспененная вода у его подножия — чем не сюжеты?

Чтобы передать на снимке масштаб, постарайтесь включить в кадр другие объекты — камни, ветки, деревья…

ВРЕМЕНА ГОДА

Смена времен года дает вам шанс получить совершенно разные кадры одного и того же уголка природы. Наиболее эффектно водопады смотрятся весной — потоки мощнее и стремительнее, вокруг пышно распускаются цветы, кустарники и деревья. Лето — царство зеленого, а осенью мало кого оставит равнодушным поистине художественное буйство красок.

Зима же достанется самым отважным и настойчивым — но их старания будут вознаграждены: водопад обрастает причудливыми украшениями из льда в окружении белой снежной шубы.

В этих условиях экспозамеру также стоит уделить особое внимание, иначе все снимки будут уныло серыми.

Однако овладеть приемами съемки — еще полдела. Надо хорошо себе представлять, что нас ожидает собственно у водопада. Иначе запросто можно оказаться в ситуации, когда, протопав полдня пешком, вы обнаруживаете, что сделать пару кадров можно только переплюнув героя фильма „Миссия невыполнима».

Первым делом оцените время, которое потребуется, чтобы добраться до места съемки. Затем убедитесь, что вы сможете в целости и сохранности доставить камеру, объективы, штатив и дополнительные аксессуары. Изучите прогноз погоды — лучше дождаться пасмурного дня: снимки будут менее контрастными, а выдержку можно будет безболезненно увеличить.

Неплохо знать, в котором часу вы окажетесь на месте и где при этом будет находиться солнце —
правильный подбор положения этого мегасветильника очень важен для удачной съемки.

Опять же, если речка бежит по чаще леса и к водному потоку через кроны деревьев пробиваются лишь отдельные лучи, то съемка на исходе дня не сможет обеспечить достаточный уровень освещенности. Ну а при съемке в яркий солнечный день не забудьте захватить нейтральный и поляризующий фильтры, про которые мы говорили ранее.

Перед съемкой стоит оценить скорость водного потока, его ширину и яркость. Обязательно возьмите с собой салфетки для протирки оптики и зум-объектив, чтобы не подходить слишком близко к воде — вокруг крупных водопадов всегда облаком стоит водяная взвесь, которая мигом осядет на объективе.

DIGITAL PHOTO camera




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом