Расскажи друзьям об этом:

Как осветить новогодний утренник

Знаете как звучит проклятие фотографа? Услышал эту фразу на мастер-классе одного фотогуру: «Чтобы тебе утренники в детском саду снимать!»

А вот я считаю, что красиво и продуктивно отснять утренник сможет далеко не каждый. Надо сфотографировать всех детей разнопланово и сделать общий обзор праздника, показав его настроение и динамику. Про свои навыки работы с естественным освещением можно сразу забыть. Работать придется в условиях адского освещения, а потому без вспышек не обойтись. Лучше приехать 30-40 минут до утренника, чтобы все тщательно спланировать и подготовить.

Во-первых, поговорить с музыкальным работником, чтобы узнать в каких границах будет происходить действо и будут ли герои представления перемещаться за ёлку, например, водить хороводы. Где будут сидеть взрослые зрители и дети между выступлениями? Какое освещение будет в момент праздника? Где лучше разместиться вам, чтобы никому не мешать?

Во-вторых, надо расставить все источники освещения и тщательно их протестировать.

Посмотрим как это сделать на примере такой локации (снято с имеющимся светом):

Лучше нарисовать для себя (я делаю это в голове) примерно такой план освещения и точек съёмки:

По словам музработника дети будут выступать только перед ёлкой и это сильно облегчает нашу задачу. Закрепляем за шторой вспышку 2, которая будет освещать ёлку.

Натянутый трос и крюк в стене были до моего прихода, надо просто увидеть имеющиеся ресурсы, а если их нет, то что-нибудь изобрести. Фотограф с веревочкой, изолентой и рулоном фотоскотча лучше снимет утренник в детском саду, чем фотограф без всего этого. Экранируем нежелательное распространение света в горизонтальной плоскости белым листом (чтобы не собрать паразитные оттенки с фиолетовой стены) и пластиковой шторкой на вспышке. Имеющиеся шторы будут закрывать это секретное сооружение от глаз зрителя и предотвращать попадание света на выступающих перед ёлкой детей. Зум на этой вспышке № 2 будет 24 мм, мощность слабая (в районе 1/32 и менее от полной мощности).

Итак, мы осветили ёлку и теперь, когда она будет попадать в кадр, будет выглядеть действительно нарядно:

А в размытии за счет малой глубины резкости вообще волшебно:

Далее освещаем шторы на двух стенах заднего плана. Увы, они находятся в разных плоскостях, что немного усложняет задачу. Задник за ёлкой освещаем вспышкой № 4 с рассеивателем. В данном случае я применял сферический рассеиватель, но можно было в качестве светорассеивающей насадки использовать софбокс или октобокс для вспышки. Вспышка устанавливается за ёлкой:

В принципе, можно подсветить задний план не рассеянным светом напрямую, а от потолка, используя его как светорассеивающую панель. Но в этом случае на потолке появятся пересвеченные белые пятна, которые не должны будут попадать в кадр и придется настроить вспышки на большую мощность. Вот так выглядит светлый задний план вместе с освещенной ёлкой:

Для подсветки пространства за детьми-зрителями ставим вспышку №3 (см. схему выше). Она направлена в потолок под углом в центр зала. Фокусное расстояние на лампе вспышки 70 мм, а мощность 1/16 и выше. Она создаст не только фоновое освещение ближней к нам стены со шторами, но и будет служить контровым освещением для актеров в месте их локации в момент выступления.

Ставим основной рисующий свет (вообще-то, с него и надо начинать) — это вспышка №1. Она установлена на стойке с зонтом-софтбоксом в качестве светорассеивающей насадки.

В идеале, рисующий свет надо было поставить с левой стороны, но там проход. Стойку собьют, да еще на кого-нибудь уронят. А здесь в закутке за пианино она в безопасности. Итак, освещение выставлено. Выходим в центр зала и фотографируем свою ладонь. Смотрим, что получается. Надо сбалансировать мощность рисующего света и освещения заднего плана. Например, если видим на заднем плане пересветы, убавляем мощность фоновых вспышек или увеличиваем мощность рисующего света и понижаем значение ISO на камере. Понятно, что освещение подгоняем к тем установкам фотокамеры, которые будут задействованы в момент праздника. Обычно я выставляю в районе 1000 ISO, выдержка 1/200 сек., диафрагма в диапазоне F 2,8-4,5. Режим экспозиции М — мануальный. Посмотрим что получается с точки съёмки A (я сижу на полу перед первым рядом взрослых зрителей). В этом примере дети находятся далеко от рисующего света, а потому я снимаю их телеобъективом на диафрагме F 2,8. Фон выглядит слегка пересвеченным. Наверное, так неправильно, но я люблю небольшие пересветы заднего плана.

Но в центре локации актеров рисующий свет мощнее, так как расстояние от зонта до детей уменьшается и я ставлю диафрагму F 3,5. Теперь подсветка ёлки и заднего плана выглядит более сбалансированной (без фанатизма)

Героев первой линии фотографирую на диафрагме F 4,5 (они ближе всех к рисующему свету)

Таким образом, я управляю экспозицией накручивая только колесо диафрагмы в зависимости от расположения снимаемого мною сюжета относительно основного рисующего света. Сразу оговорюсь (для профессионалов), что можно использовать радиосинхронизаторы с поддержкой TTL режимов и возможности управления мощностью удаленных вспышек с радиопускателя или мастер-вспышки на камере. Но в этой статье я привожу самую простую, надежную, оперативную и дешевую схему управления вспышками — радиосинхронизаторы без TTL, которой чаще всего и пользуюсь.

Теперь пробежимся по точкам съёмки. В большинстве случаев она одна и без вариантов — сидя на полу по центру перед первым рядом зрителей. Передвигаться по залу во время утренника вам точно не разрешат, лучше не пробовать. Но перемещаться по 2-3 точкам съёмки иногда позволяют (как в этом случае). На этом празднике мне понравилось фотографировать портреты детей-зрителей, сидящих на скамейке запасных с точки B (съёмка из-за ёлочки). Рисующий свет падает на них как раз с левой стороны и под интересным углом, неплохо выявляя объёмы:

В качестве эффективного переднего плана можно использовать ёлочные украшения, которые кстати подсвечены вспышкой № 2. Не забываем, что передний план может закрыть собой нежелательные элементы заднего плана, а не только сыграть композиционно или создать настроение кадра.

После праздника вас наверняка попросят сфотографировать ребенка или семью с Дедом Морозом. А у вас уже есть освещенный задний план. Можно переставить стойку зонтом с левой стороны и поближе к сюжету, чтобы сделать свет мягче. Не забудьте убавить мощность на вспышке 2-4 раза.

Приведенная выше концепция освещения в принципе очень универсальна, при этом её можно трансформировать под любые условия. В каждом конкретном случае придется думать о том, куда разместить вспышки и как рассеять свет от них. Раньше я использовал в качестве рисующего света студийный моноблок, направленный в потолок. Свет в этом случае также падает сверху-сбоку, но по пути может собрать паразитные оттенки, отразившись от цветных стен. Вот пример такого освещения:

Кстати, фоновые вспышки я с помощью лестницы-стремянки закрепил над бардовым горизонтальным занавесом на металлическом каркасе сцены, чтобы подсветить бархатный задник и две декорации на нем. На этом же концерте дети показывали театр теней. Чтобы это снять, мне достаточно было отключить радиопускатель вспышек и поднять ISO

А какие приёмы освещения для фотосъёмки праздников в детском саду используете вы? Делитесь в комментариях под статьёй.

Источник: fotodeti.ru    Перевод: Игорь Губарев



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом