Расскажи друзьям об этом:

Как фотографировать малышей

Однажды на выпускном празднике в детском саду я увидел удивительное слайд-шоу. Оно было смонтировано из любительских фотографий, снятых в основном на мыльницы и мобильные телефоны,  но вызвало бурю эмоцию у взрослых зрителей. Фото были сделаны всего 3-4 года назад, но на них герои сегодняшнего праздника – почти школьники — были еще такими маленькими лапульками.

Эта была история про совсем другой мир, который также невозможно увидеть снова, как Атлантиду или Древний Вавилон. Но эту историю можно сохранить в фотографиях и фильмах, чтобы через 20-30 лет сегодняшние дети смогли погрузиться в сказку.  Надеюсь, что эта статья поможет вам еще лучше сохранить историю детства.

Все приемы фотосъемки малышей, описанные ниже, базируются на знании психологических особенностей этого возраста. Малышами я называю детей 1-3 лет. Этот период в возрастной психологии называется младшее детство.  Итак, начнем с установления контакта и поднятия настроения! Самый эффективный способ психологической пристройки к малышу – это пристройка снизу, а вернее на уровне его роста.

Карачки – любимое средство передвижения детского фотографа. Ноги, конечно, устают, зато дети сразу перестают вас бояться, да и фотографии с нижних точек съемки получаются намного интереснее, чем те, которые сделаны с высоты роста взрослого человека. Зритель сможет увидеть мир как бы глазами ребенка.

Малыши обожают, когда с ними общаются на равных и всерьез воспринимают их личность. А вот сюсюканья и всякие сюси-пуси они не любят. Они вам не какие-нибудь пупсики-младенцы. Они уже большие!

Но как и младенцы (от рождения до 1 года), они очень чувствительны к своему внутреннему состоянию. Голодных, невыспавшихся детей и детей с неважным самочувствием лучше не мучить фотосессиями.

Малыши восприимчивы к фактору территории. На новой территории, например в фотостудии или кафе, ребенок очень долго может чувствовать себя неуверенно или вообще долго находиться в состоянии шока. Поэтому я предпочитаю фотографировать детей дома, на даче, в детском саду. При этом надо помнить, что период адаптации к детскому саду может длиться несколько месяцев. Поэтому фотографировать детей в яслях в сентябре малоперспективно, особенно если в роли фотографа выступит один из родителей. Шансы, что ваш ребенок даст вам спокойно общаться с другими детьми и их фотографировать, стремятся к нулю. Не случайно  пребывание родителей на занятиях почти во всех детских учреждениях запрещено. Лучший способ сфотографировать своего ребенка в детском саду – скооперироваться с другим родителем-фотографом. Он без проблем отснимет детей в вашей группе, а вы спокойно и продуктивно поработаете в группе его ребенка. Потом останется просто поменяться фотографиями.

Если вы профессиональный фотограф и фотографируете незнакомых малышей, то самое главное – это психологический контакт и безопасность. Маленькие дети могут боятся незнакомых взрослых, больших черных фотоаппаратов, осветительного оборудования, одежды темных тонов, растительности на лице, строгих или озабоченных выражений на лицах, резких и непонятных движений или звуков. И даже если вы пришли весь в белом, помните, что у каждого малыша есть свое время привыкания к новой ситуации. Не обязательно сразу доставать фотоаппарат и фотографировать. Лучше сначала немного поиграть с детьми. Без сомнения, самая эффективная игра для установления контакта «Дай пять!». Сядьте на пол и протяните детям ладошку. Малыши выстроятся в очередь, чтобы хлопнуть по вашей ладони, но при условии, что вы будете на это живо реагировать, например говорить: «Ой, ничего-себе какой ты сильный!».  Первое же прикосновение переводит людей на личностный уровень общения.

Эффект можно усилить, предложив малышу полетать на самолете: берем его за ручки, сначала очень осторожно поднимаем, чтобы посмотреть реакцию на полеты. Если он улыбается, можно «полетать» более активно, не забывая при этом о безопасности. После двух таких игр вы резко станете лучшим другом целой группы детей. Помню, как во французском детском саду дети долгое время называли меня Игорь-Лунопарк.

Обычно на установление контакта с малышами бывает достаточно нескольких минут. Понятно, что бывают исключения. Самое долгое время, которое мне пришлось посвятить налаживанию отношений – полчаса! Но зато потом я сделал очень эмоциональную серию кадров и до сих пор без проблем фотографирую этого ребенка в рамках фотосопровождения одного частного детского сада. По словам родителей ни одному из фотографов, включая их самих, девочка не дает себя фотографировать. Кстати, я никогда не предлагаю детям фотографироваться. Но зато всегда зову их играть, соревноваться, смотреть фокусы, летать на самолетиках, строить замки… Почему-то все соглашаются. Ну а потом я беру фотоаппарат и фотографирую их прямо в процессе.

Дети – эксперты в области эмоций. Они на раз считывают отношение к ним по мимике, жестам, позе, интонациям и другим невербальным составляющим человеческого общения. Если вы не любите детей или они вас раздражают, то скорее всего живых фотографий сделать не получится.  Тогда лучше работать в паре с аниматором или снимать репортаж в режиме «Скрытой камеры».  Если вы вместе со мной считаете детей лучшими людьми на планете, не скрывайте своего отношения: улыбайтесь, взаимодействуйте взглядами, покажите какие-нибудь смешные эмоции или жесты. Когда контакт установлен, малыши начинают вам все это отзеркаливать. Иногда доходит до смешного: я чешу голову и все малыши тоже чешут. Это значит, что мы настроились на одну волну и дальше сможем понимать друг друга даже без слов.  Теперь добиться нужных мне эмоций проще простого – я просто могу их сам испытать. И эти эмоции возвращаются прямо в объектив моего фотоаппарата! Причем, не важно где это происходит: в детском саду и или детском доме, или больнице для тяжелобольных детей.

Малыши верят, что все окружающие их предметы могут оказаться живыми.  Они обижаются на стол, об который сами ударились, и могут даже отшлепать его по столешнице. Это отголосок древнейшего верования – Анимизма. В давние времена наши предки верили, что все предметы окружающего мира (Солнце, вода, деревья, камни и др. имеют душу).  Как это использовать? Для начала оживляем фотоаппарат. Рассказываем, что фотоаппаратик хочет поиграть с ребенком или показать ему мультики. А еще фотоаппаратик хочет кушать и надо бы его покормить. Показав на объектив и сказав, что ротик у него здесь, вы увидите, что все дети начнут протягивать фотоаппаратику печеньки, кусочки фруктов, ложки. При этом они смотрят прямо в объектив и проявляют настоящие эмоции. И так смотреть и реагировать можно общаясь только с живым существом. На многих фотокамерах есть функция голосового комментария. Вы просто записываете фразу, например: «Вася — хороший мальчик!» Потом нажимаете кнопку, и фотоаппаратик начинает говорить это ребенку. Далее ребенок может сам нажать на кнопочку воспроизведения звукового комментария и тут свершается чудо: это прикосновение переводит их общение на личностный уровень. Теперь они друг другу полностью доверяют и могут взаимодействовать в процессе всей фотосессии: «Ой, а что ты тут делаешь? Покажи фотоаппаратику во что ты тут играешь.  Если вы фотографируете на телефон, то для его оживления можно использовать приложение диктофон или говорящих котиков.

Если можно оживить фотоаппарат, то оживлять игрушки сам Бог велел. Очень эффективны куклы-перчатки.  Надетый на левую руку персонаж может общаться с малышом, а правой рукой вы спокойно можете фотографировать процесс этого взаимодействия. Потом игрушка может прятаться за камерой и выглядывать, работать фотографом… Помню, как на портретной фотосессии детей 2-3 лет у меня под руками оказались пластмассовые овощи и фрукты. Сначала фотографом работала капуста, потом ее сменили бананы и огурцы. Дети чуть не падали со стульчика от смеха и активно жестикулировали.

Признаюсь, меня это веселило не меньше. А что может быть лучше получения удовольствия от хорошо оплачиваемой работы?

Кстати, дети не только смеялись, но и что-то на полном серьёзе рассказывали овощным фотографам:

Источник: fotodeti.ru    Перевод: Игорь Губарев

Как только малыши перестают бояться и начинают смотреть на нас преданными глазками, можно начинать их фотографировать. При выборе сюжетов и техники съемки я целиком отталкиваюсь от психологических особенностей возраста, и в первую очередь от типа ведущей деятельности. Предметно-манипулятивная деятельность является ведущей в этом возрасте, ну а если по простому, то малыши обожают играть любыми предметами, включая игрушки. Кухонная посуда, инструменты, просто веточки или камушки могут надолго увлечь малыша и вызвать у него много разноплановых эмоций. Предметы могут быть самыми необычными, и с возрастом предпочтения меняются. Совсем маленькие (1-1,5 года) дети обожают сенсорные впечатления.

Их увлекают предметы с выраженной фактурой, а также предметы издающие звуки (разные гремелки и шуршунчики). Любимая игрушка моей внучки – параплан! Он большой, разноцветный и сделан из шуршащей ткани. А еще там много разных цветных веревочек (строп, которые можно перебирать и дергать за них). Взрослея, дети начинают предпочитать сенсорным игрушкам различные конструкторы и предметы, с которыми можно моделировать деятельность взрослых (машинки, кухонная посуда, рабочие инструменты и пр.) Игру со всем этим можно смело фотографировать, эмоции вам обеспечены!

Остается только выбрать ракурс и определиться с настройками камеры.

Малышей в игровом режиме я предпочитаю фотографировать с расстояния вытянутой руки или чуть дальше. Из такого положения можно протянуть ребенку игрушку, что-то поправить, поймать малыша, если он будет падать, пощекотать или повеселить какой-нибудь игрушкой. А можно и попугать резиновым динозавром (с юмором конечно). На камере при этом установлен светосильный зум-объектив с переменным фокусным расстоянием 24-70 мм, который можно заменить объективом с постоянным 35 или 50 мм. Соответственно, на кропнутых фотокамерах я бы использовал объективы от 24 до 35 мм. При использовании широкоугольных объективов помните об искажениях и делайте фото «бегемотиков» только в случае особых художественных замыслов.

Наиболее любимые ракурсы:

Игрушка с одного края кадра, ребенок с другого (понятно, что они взаимодействуют):

Фотосъемка сквозь игрушки и различные развивающие пособия:

Различные вариации пряток:

Фотосъемка с верхней и нижних точек:

Общение ребенка с зеркалом и зеркальными поверхностями:

Создавать групповые и сюжетные фото с малышами крайне сложно и непродуктивно. В этом возрасте тяги к общению со сверстниками еще нет.  Зато игрушки и различные предметы в руках других детей с неимоверной силой притягивают внимание малыша и толкают его на подвиги. Что может быть лучше, чем в песочнице ударить по голове лопаткой того пухленького мальчика и забрать у него это замечательное ведерко?!

Но, сюжетно-ролевые игры станут ведущим видом деятельности в следующем возрастном периоде — дошкольном детстве. А значит сейчас малыши смогут это делать при поддержке взрослых, например фотографа:

В младшем детстве все психические функции продолжают бурно развиваться. Но если в младенческом возрасте на первый план выходило восприятие, базирующееся на ощущениях, то в младшем детстве ведущей опцией становится внимание. И этим можно активно пользоваться. Например, чтобы успокоить малыша иногда просто достаточно переключить его внимание на что-то более интересное.  Он мигом забывает о своей «проблеме».

Не раз видел картину, как дети утром навзрыд плакали в раздевалке ясельной группы, не желая отпускать родителей на работу. Потом их уводили в группу воспитатели, а родители уходили, мучимые мыслью, что их дети будут страдать и заливаться слезами до самого вечера. Оказавшись в группе, дети сразу переключаются на привычную для них деятельность и перестают плакать уже секунд через десять.

Захватывая внимание малышей, можно управлять их эмоциями, но делать это надо осторожно.Если фотограф будет слишком интересный, дети могут забыть о своих повседневных развлечениях и повиснуть на смешном дяде с фотоаппаратом, как гроздь винограда. Малышковому фотографу надо уметь «растворяться» в воздухе, чтобы запечатлеть естественное поведение детей или их выступление на детском празднике. Самый крутой утренник из тех, которые я видел в ясельной группе, проходил так: дети выступали на импровизированной сцене, а папы с мамами прятались за большой картонной ширмой с маленькими отверстиями. Вот через эти дырочки родители и наблюдали за действом. Решение было не совсем стандартным, но оно работало отлично. Дети на славу педагогам показали все, чему они научились на занятиях! Обычно на утренниках в яслях часть малышей забывают о выступлении и бегут на ручкам к своим мамам, или начинают как-то по другому неадекватно реагировать на присутствие родителей.

Осторожно, Зомбиящик! Телевизор может не просто привлечь внимание малыша, а «втянуть» его буквально целиком. Опытные аниматоры и семейные фотографы знают, что этот прибор должен быть выключен, а пульт спрятан где-нибудь на шкафу. Но, для того, чтобы разнообразить деятельность, можно показать малышам мультфильмы в течении 5-10 минут. Один знакомый детский фотограф показывает участникам своих фотосессий на планшете пиксаровские мультики и тут же фотографирует, как они хохочут. Компания Pixar была основана Стивом Джобсом, когда его с треском уволили из Apple. Наверное поэтому пиксаровские короткометражки такие клевые!

Закачайте на свое мобильное устройство несколько мультфильмов.

Младшее детство закончится одним из самых глобальных возрастных кризисов в жизни человека – кризис трех лет. Он начинается со слов ребенка «Я сам!», а заканчивается криком: «Свободу попугаям!» Дети становятся вредными, строптивыми и непослушными. А потому, главное в этом возрасте поменьше на них давить и побольше предлагать им интересных занятий. Если ребенок отказывается делать все-все-все, я задаю ему простой вопрос: «А что ты хочешь делать?». Стоит один раз пойти навстречу трехлетке, дать понять, что вы его принимаете всего такого крутого и взрослого, а дальше он с удовольствием согласится на ваши предложения. Хотя не исключено, что инициатива малыша поможет вам получить лучшие ваши кадры!

Источник: fotodeti.ru    Перевод: Игорь Губарев



Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом