В этом месяце Мэтт Фэгг более глубоко изучила формат RAW, чтобы выяснить, каких чудес от него следует ждать, а каких — нет
RAW — превосходный формат. Он содержит гораздо больше информации о состоянии пикселей изображения и их цветах, чем традиционные JPEG’n, поэтому и результат после обработки получается заметно более высокого качества. Весь фокус кроется в том, что RAW-файлы содержат „сырые11, необработанные данные (отсюда и название формата) точно в таком виде, как их „увидела11 и сформировала светочувствительная матрица камеры. И вот их дальнейшая обработка поручается не слабому встроенному процессору камеры, а их куда более мощным „коллегам11 в современных компьютерах, да еще и под ручным управлением самого фотографа. Именно такой индивидуальный подход и является источником прироста качества. На следующих страницах мы познакомим вас с некоторыми приемами работы с RAW.
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТА
Глубина цвета определяет общее возможное количество цветов в изображении, но отчего-то именно этому параметру зачастую уделяется недостаточно внимания при обработке изображений. До недавнего времени графические форма-
ты ограничивались восемью битами на каждый цветовой канал (красный, синий или зеленый). Это позволяло в каждом из каналов передавать 256 опенков, а всего в изображении могло различаться немногим более 16 миллионов цветов (256 в третьей степени). Последние версии Photoshop уже поддерживают работу с 16-битными изображениями, где в каждом канале можно передать 65 536 опенков, а общее количество цветов выражается астрономическим числом 281 474 976 710 656 —более 281 триллиона!
В формате RAW обычно используется 12-битное или 14-битное представление цветов. Это обеспечивает более точную цветопередачу и минимизирует постеризацию (эффект резкой ступенчатой смены тона вместо плавного перехода — нагляднее всего проявляется в снимках неба) по сравнению с 8-битными форматами JPEG или TIFF. Кстати, даже 12-битное изображение может содержать свыше 687 миллиардов цветов и опенков — совсем не мало.
ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Так с какой же глубиной цвета предпочтительнее работать? Ответ кроется во встречном вопросе — зачем грызть чипсы, когда на столе есть
бутерброды с икрой? Раз исходный файл содержит 12-битные цвета, то сохранение изображений, полученных после обработки RAW-файлов, в 16-битном формате обеспечит вам максимальное качество снимков. Правда, следует заметить, что 16-битные файлы „скушают11 куда больше места на жестком диске, чем их более скромные 8-битные сородичи.
Итак, 16-битные файлы обеспечат непревзойденный уровень цветопередачи, но нельзя не отметить и их недостаток. Поскольку такое представление данных является относительно новым, то далеко не все графические редакторы смогут с ним работать. Даже в новейших версиях Photoshop многие функции и фильтры пока не поддерживают работу с 16-битными изображениями.
В КАКОМ ФОРМАТЕ ЗАПИСЫВАТЬ ФАЙЛЫ?
Если вы хотите сохранить максимальное качество и разрешение ваших фотографий, записывать файлы с ними надо в „родном11 формате того графического редактора, который выполнял преобразование из формата RAW. Например, для Photoshop это будет PSD. TIFF тоже является хо-
рошей альтернативой и имеет как 8-битную, так и 16-битную версию. Формат JPEG поддерживает только 8-битное представление цветов, однако, работая с ним, вы можете задавать различные степени сжатия изображений, что очень удобно при обмене ими с друзьями и знакомыми через Интернет.
ВОПРОСЫ ПЕЧАТИ
Чтобы почувствовать разницу между различными форматами при печати, стоит изучить отпечатки с помощью увеличительного стекла.
Вы заметите, что печать „родного1116-битного PSD-файла дает более плавные тональные переходы и детализацию, чем печать 8-битного „джипега11. Если же вы будете применять довольно сильное сжатие, то падение качества в JPEG’ax станет заметным и невооруженным глазом. Именно поэтому мы всегда рекомендуем сохранять JPEG-файлы с максимальным качеством — 11 или 12. Правда, надо отметить, что недостатки JPEG’ob могут быть незаметны на отпечатках небольшого формата. Артефакты сжатия становятся наиболее очевидными на большом формате или при интерполяции изображений.
DIGITAL PHOTO camera