Расскажи друзьям об этом:

Макросъёмка, визитная карточка фотографа

Макросъёмка, визитная карточка фотографа

Крупноплановый снимок, выполненный наблюдательным фотографом, расскажет о месте съемки или времени года ничуть не менее красноречиво, чем необъятный широкоформатный пейзажный кадр
Думаете, зимой мир теряет краски? Вовсе нет, просто за обилием белого снега и будничной суетой мы порой не замечаем всей палитры окружающих нас цветов. Загляните в цветочный магазин, прогуляйтесь по оранжерее или загляните на подоконник, чтобы с удивлением обнаружить, что у вас зацвел кактус: вот они, те самые краски — ничуть не хуже, чем весной или в разгар лета. Теперь выбираемся на балкон, чтобы рассмотреть разно-
цветные прищепки на бельевой веревке, покрытой мельчайшими льдинками. Если ударили настоящие морозы — посмотрите на стекла. Что может быть удивительнее бесконечного разнообразия ледовых узоров: поглядите, как загадочно в них играет свет низкого зимнего солнца.

Если же хочется тепла и уюта, то отправляемся на кухню резать ломтиками лимоны-апельсины, изучать их на просвет или декоративно раскладывать на разно-
цветных тарелках — вот вам и левитановская палитра золотой осени. Кстати говоря, цветы в соседнем ларьке можно было и купить, ибо они тоже подарят вам богатейший набор сюжетов для макросъемки. Вообще, как вы уже, наверное, догадались, крупноплановая съемка превращает фотографии самых обычных предметов в шедевры, достойные украшения стен вашей гостиной (ну, или как там вы называете помещение для приема гостей, отличное от прихожей). Что касается съемки в

домашних условиях, то она обладает дополнительными плюсами: здесь тепло, уютно и вы можете максимально контролировать ситуацию.

С технической точки зрения „съемка крупным планом» и „макросъемка» — понятия разные (об этом мы поговорим чуть позже). И хотя в обоих случаях расстояние между фотоаппаратом и объектом съемки оказывается минимальным, настоящее макро позволяет спроецировать на поверхность сенсора камеры изображение предмета в реальную величину — в масштабе 1:1 (или более).

ДИЛЕММА ГЛУБИНЫ РЕЗКОСТИ

В крупноплановой съемке и макрофотографии по мере приближения к объекту существенно падает глубина резкости кадра. Поэтому, когда дело доходит до съемки в натуральную величину, требуется предельно узкая диафрагма (например, f/32), чтобы получить хотя бы несколько миллиметров резко изображаемого пространства. Точность фокусировки здесь важна как никогда — в ряде случаев лучше даже выключить автофокус и наводить объектив вручную. Хорошим подспорьем фотографу будут специальные фокусировочные рельсы, которые крепятся к штативу и к которым, в свою очередь, крепится камера. Микрометрические винты таких рельсов позволяют перемещать камеру с прецизионной точностью, чем и обеспечивается идеальная фокусировка.

УПРАЖНЕНИЯ В АБСТРАКЦИОНИЗМЕ

Впрочем, не обязательно гоняться за идеально четкими кадрами. Не менее интересные снимки выходят при широко открытой диафрагме, когда четко выходит лишь

небольшой участок объекта, а все остальное пространство в кадре превращается в затейливую игру нерезких форм. Узкая диафрагма уменьшает поток света, попадающий на матрицу камеры, следовательно, длительность выдержек приходится увеличивать, и тогда применение штатива становится обязательным. Здесь лучше всего подойдут модели с плавным регулированием высоты ног и возможностью поворота штативной головки вокруг центральной штанги. Чтобы встряска камеры в момент спуска затвора была минимальной, лучше пользоваться пультом дистанционного управления и не забывать про функцию блокирования зеркала в верхнем положении, если она есть в вашей зеркалке.

Вспышка позволяет остановить любое движение в кадре, но на таких расстояниях до объекта съемки пользоваться ей надо очень осторожно. Импульс встроенной вспышки почти наверняка будет слишком мощным — в результате мы получим сильно пересвеченный снимок. Правда, можно попробовать ослабить этот эффект, прикрепив к окошку вспышки кусок белой кальки.

Внешние вспышки или студийный свет, разумеется, обеспечат более высокое качество результатов, но если заниматься макросъемкой серьезно, то следует обратить внимание на специальные кольцевые вспышки или на кронштейны для макросъемки, позволяющие установить две вспышки симметрично по сторонам объектива. Разумеется, лучше ориентироваться нате модели вспышек, которые полностью совместимы с вашей камерой — автоматический контроль над параметрами экспозиции и мощность импульса делают жизнь фотографа значительно проще.

Конечно же, высококлассное профессиональное оборудование стоит недешево, но вам вовсе не стоит закладывать квартиру, чтобы повысить уровень своего технического оснащения, — разумно недорогие решения в сочетании с богатым воображением и находчивостью дадут не менее эффектные и качественные результаты. Однако если
мир макросъемки покорит вас окончательного вам придется подумать о целесообразности покупки хотя бы некоторых аксессуаров, речь о которых пойдет на следующей странице.

Фокусы с резкостью

Для получения качественных крупноплановых снимков необходимо понимать, что такое глубина резкости и как ею можно управлять

Глубина резкости определяет положение передней и задней границ резко изображаемого в кадре пространства и зависит от трех параметров. В первую очередь — от диафрагмы: чем она уже, тем больше глубина резкости. Вторым параметром является фокусное расстояние объектива: чем оно короче (при прочих равных условиях), тем больше глубина резкости. Ну и, наконец, последний фактор — это расстояние до объекта съемки: чем оно больше при данной диафрагме и фокусном расстоянии, тем больше и глубина резкости.

При макросъемке глубина резкости очень невелика, поэтому важно уделять особое внимание фокусировке. Если в вашей камере присутствует функция предпросмотра глубины резкости, вы сможете точно увидеть, какая часть изображения оказывается в фокусе. Если видоискатель кажется слишком темным, выдержите
паузу, чтобы ваши глаза успели приспособиться к картинке. И не стоит верить мнению, что качественный снимок должен быть резким от края до края — очень часто небольшая глубина резкости и грамотная фокусировка позволяют получить высококлассные работы — как абстрактные,так и выдержанные в духе импрессионизма. Это утверждение особенно справедливо, когда речь идет о съемке цветов.

Баллада о масштабах

В чем разница между макрофотографией и крупноплановой съемкой?
Очень часто термины „крупноплановая съемка» и „макросъемка» употребляются как синонимы, хотя это совсем некорректно — зачинщиками путаницы стали производители объективов, декларирующие в описаниях, что та или иная модель также годится и для макросъемки. Однако по определению макросъемкой считается только такой вид фотографии, где объект проецируется на пленку или матрицу камеры в реальную величину — то есть в масштабе 1:1 (или крупнее). Если же масштаб съемки получается менее 1:1,то правильнее говорить о съемке крупным планом.
Здесь мы видим явное преимущество „цифры» при съемке камерами с матрицами, имеющими размер менее полного кадра. Размер матрицы приводит не только к мнимому увеличению фокусного расстояния объективов (так, 100 мм объектив, установленный на Canon EOS 20D, превращается в 160-миллиметровый), но, кроме того, еще и возрастаетувеличение снимаемого объекта. Следовательно, если на полнокадровой зеркалке объектив может обеспечить съемку в масштабе 1:1,то при кроп-факторе 1.6 достижимо еще большее увеличение — до масштаба 1.6:1.




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом