Расскажи друзьям об этом:

Цвет как элемент композиции

Цвет как элемент композиции
Андреа Томпсон познакомит нас со скрытыми возможностями и силой воздействия отдельных цветов и их сочетаний
Цвет является самым мощным композиционным элементом фотографии. Все дело в том, что различные цвета способны оказывать различное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека. Энергичные яркие краски мгновенно привлекают наше внимание, в то время как приглушенные прохладные оттенки обычно слабо выделяются из окружающего их фона. Цвета способны вызывать чувство умиротворения, прилив сил и даже спровоцировать беспокойство и напряженность. Залы экспресс-закусочных обычно оформляются в оранжево-красной гамме, поскольку именно эти цвета усиливают аппетит и заставляют людей непроизвольно есть быстрее — так повышается доходность заведения.

Цвет как элемент композиции

Психологи давно подметили, что цвета вызывают довольно устойчивые ассоциации: причем какие-то из них возникают на основе личного жизненного опыта или культурных особенностей страны проживания (например, черный является цветом траура в России, но не в Индии), а другие являются универсальными носителями информации (красный — цвет опасности). Кроме того, отдельные сочетания цветов оказываются очень приятными нашему взору, тогда как другие комбинации вызывают
неприязнь и отвращение. Все это говорит о том, что цвета обладают огромной силой воздействия, пользоваться которой надо с большой осторожностью. Именно продуманный подход и тщательный анализ позволят вам освоить работу с цветом и научиться создавать широкий спектр разнообразных визуальных эффектов.

Однако прежде чем идти дальше, надо разобраться с особенностями восприятия цвета человеком. Объекты кажутся нам окрашенными в разные цвета потому, что все они по-разному отражают падающий на них свет, содержащий все длины волн видимого нами диапазона. Яблоко кажется зеленым потому, что его поверхность отражает лучи света с длинами волн, соответствующими зеленой части спектра — остальные длины волн этой поверхностью поглощаются. Надо также иметь в виду, что точный оттенок цвета, его насыщенность и яркость зависят и от природы источника света, в лучах которого производится наблюдение.

Цветовая температура солнечного света существенно меняется в течение всего дня. В полдень солнце светит ярче всего, и цвет его лучей является наиболее нейтральным, но на снимках, сделанных в это время, цвета порой кажутся безжизненными. Утром и ближе к вечеру

ситуация несколько иная: цвета богатые и насыщенные, солнечный свет более-менее нейтральный, а тени не такие густые. Что же касается раннего утра и предзакатной поры, то тут солнечный свет становится заметно теплее, больше смещаясь в красную область спектра. В это время суток все залитое лучами солнца пространство окрашивается в золотистые, оранжевые, красные, малиновые и бордовые тона. Съемка в облачную погоду или в тени, наоборот, вызывает смещение к голубой части видимого спектра, и фотографии получаются более холодными. Что касается искусственных источников света, то спектр их излучения не так широк, отчего снимки, сделанные с их применением, обычно демонстрируют характерный паразитный налет: оранжевый — для ламп накаливания, зеленый — для флуоресцентных ламп.

Тип и направление света также влияют на восприятие цветов. Прямая фронтальная подсветка обеспечивает самую яркую и самую естественную цветопередачу. Рассеянный фронтальный свет тоже работает хорошо,
поскольку цвета по-прежнему сохраняют свою насыщенность, а тени и блики ослабляются. При прямой подсветке сбоку живость цветов сохранится только на хорошо освещенных участках, а в теневых областях цветопередача будет слабая. Съемка в контровом свете является самым неудачным вариантом освещения, если наша цель — яркие и сочные цвета: здесь цвета в лучшем случае получатся сильно приглушенными, а то и вовсе вся композиция может превратиться в силуэт.

ЦВЕТНЫЕ КРАЙНОСТИ

Разные цвета воспринимаются людьми по-разному. И хотя зеленые, оранжевые и сочные фиолетовые цвета способны сильно оживить фотографию, наиболее энергичными и кричащими являются цвета основные: красный/пурпурный, желтый и синий/голубой.

Холодные цвета, к которым относятся оттенки синего, голубого и зеленого, также называют пассивными, поскольку они как бы отступают вглубь композиции, делают ее более мягкой и плоской. Теплые цвета — крас-
ные, оранжевые, желтые — называются активными, поскольку они буквально бросаются в глаза зрителю. Их появление позволяет увеличить пространственную глубину композиции и добавить к ней изюминку. Теплые цвета всегда доминируют над холодными, а из всей цветовой палитры самым «напористым» цветом считается ярко-красный.

Красный является настолько сильным цветом, что даже небольшая красная точечка на нейтральной в целом фотографии моментально привлекает внимание и превращается в главный акцент снимка. Светлые и яркие пятна желтого цвета привлекают наше внимание не с таким напором, но достаточно сильно. Несмотря на свою пассивную природу, синий цвет тоже позволяет расставить заметные акценты, если окружающий фон имеет еще более приглушенную тональность. Восприятие цвета сильно зависит от его окружения, поэтому если вы хотите увидеть именно «чистый» цвет, поместите его на более темном нейтральном фоне, исключив из поля зрения любые другие цветовые пятна.

Даже один яркий цвет способен создать сильный визуальный эффект, но еще более серьезным воздействием обладает умело подобранная комбинация из двух или трех цветов. Сочетания взаимно дополняющих цветов в кадре дают максимальный уровень контрастности и обладают наибольшим эффектом. Поскольку один из цветов в этой паре теплый, а другой — холодный, создается очень гармоничный цветовой баланс и композиция приобретает динамику.

Наиболее ярким контрастом обладает пара «синий — желтый», хотя не менее сильно привлекают внимание и другие комбинации: пурпурного с зеленым или красного с голубым. Поищите сочетания взаимно дополняющих цветов, созданные самой природой: красные яблоки на фоне зеленой листвы или желтые цветы под пронзительно синим небом. Для студийной работы продумайте свои собственные цветовые комбинации, которые пригодятся вам для портретной и крупноплановой съемки, и заранее заготовьте комплект подходящих фонов. Сопоставление двух или трех основных цветов гарантирует мощный визуальный эффект. Если вы хотите подобрать сочетание трех или более ярких основных и дополнительных цветов, постарайтесь на цветовом круге найти такие оттенки, которые отстоят друг от друга на равные расстояния — тогда выбранная комбинация будет наиболее гармоничной. Например, при подборе сочетания четырех цветов мысленно наложите на цветовой круг перекрестье из двух перпендикулярных линий и, поворачивая его, смотрите, какие цвета попадают на эти линии. Подбирая рамку для фотографии, старайтесь избегать неудачных комбинаций, когда один из цветов рамки доминирует над цветами главного объекта снимка, полностью уводя внимание зрителя в сторону.

Стоит поэкспериментировать и с комбинированием цветов, соседствующих друг с другом в цветовом круге: например, попробуйте сочетания красного и пурпурного, желтого и салатового. Светлые и темные оттенки тоже способны образовывать динамичные контрастные пары: постройте композиции со светлыми объектами на однотонном темном фоне. Даже приглушенные пастельные тона могут формировать явно выраженные контрастные пары, если они разнесены на цветовом круге на достаточное расстояние.

DIGITAL PHOTO camera




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом