Одно из самых фундаментальных решений при съемке – будет ли фото цветным или черно-белым. В более ранний период пленочной фотографии это решение нужно было принимать заранее с определенным расчетом. Сейчас, благодаря цифровым технологиям, у нас есть возможность поменять этот фактор на этапе постобработки.
Внутреннее чутье может подсказать, какая палитра выглядит лучше при сравнении цветной и черно-белой версии одного снимка, но без понимания предпосылок, стоящих за этим чутьем, невозможно полностью овладеть искусством коммуникации через фотографию.
В этой статье мы обсудим особенности каждой палитры и то, как они помогают сделать более ясным или размазать посыл изображения.
Черно-белая фотография
Обладает редуктивной простотой
По этой причине многие студенты сначала учатся фотографировать или рисовать в черно-белой палитре: она проще и имеет меньше элементов.
- Черно-белый снимок включает в себя только блики, тени и оттенки серого между ними. С другой стороны, каждый оттенок цветной фотографии добавляет свой элемент, что может отвлечь взгляд от предмета в кадре. Сократив количество элементов, фотографу и зрителю придется столкнуться с более простым снимком.
- Композицию разглядеть проще, так как на первое место становится структура и пространственные взаимоотношения. Например, силуэт может стать особенно мощным элементом ч/б снимка, если он четко отделен от других фигур в композиции.
- Контраст между бликами и тенями черно-белого снимка может добавить драматичности. Повышение контраста и виньетирование – мощные способы привлечения взгляда.
- Монохромные фотографии иногда воспринимаются как более серьезные, вдумчивые или артистичные. Этого не было до 1970-х, когда цифровая съемка начала считаться «искусством» в США (благодаря Уильяму Эглстону (William Eggleston), Стивену Шору (Stephen Shore), Солу Лейтеру (Saul Leiter) и другим). Некоторые из этих ассоциаций остаются до сих пор, знаем мы об этом или нет.
- Черно-белые снимки пропитаны духом аутентичности, правдоподобия и объективности. Изображение чего-либо при помощи одних только оттенков серого может избавить от субъективности, которую часто вносит цвет. Это напоминает нам об эпичных фотографиях прошлого века, как те, что были опубликованы в журнале Life и сделанные фотографами Фермерского управления безопасности (Farm Security Administration — FSA) во время Великой депрессии. В обеих случаях для передачи важных проблем использовались черно-белые снимки.
«Черное и белое абстрактны; цвет не такой. Глядя на черно-белую фотографию вы уже смотрите на странный мир» — Джоэл Стернфельд (Joel Sternfeld)
Цветная фотография
Добавляет сложности
В застывшем контрасте, хроматическая фотография показывает мир во всем его цветном величии. Это спорный факт, и никто не знает точно, но большинство исследований говорят, что человеческий глаз может определять примерно от 1 до 10 миллионов цветов. Следовательно, появление такого элемента, как цвет, сильно меняет реакцию зрителя.
- Цвет играет огромную роль в создании истории, которую рассказывает фотография. Поэтому, если он отвлекает от основной точки или субъекта, снимок теряет свою силу. В идеале, основной субъект должен иметь сильный цвет, а всё незначительные детали – более блеклый.
- Сложность, создаваемая цветом, должна быть каким-то образом урегулирована. Чтобы создать фотографию с ощущением гармонии, все цвета должны иметь определенную связь друг с другом.
- Один из способов достижения гармонии цветов – фотографировать комплементарные цвета. В традиционной красно-желто-синей (RYB) модели комплементарные цвета находятся напротив друг друга на цветовом колесе: красный и зеленый, желтый и пурпурный, синий и оранжевый. Их комбинация может создать очень приятный визуальный эффект.
«Мой маленький секрет в том, что я весьма неловко себя чувствую по поводу цвета моих собственных работ. Я просто вижу так много людей, которые любят цвет больше меня, и мне страшно каждый раз, когда я открываю Photoshop. Черный и белый? С ними я всегда знаю, что делать, но цвет предлагает миллион решений проблем, о существовании которых я даже не знаю.» — Дуглас Тен-Нэйпел (Douglas TenNapel), автор графических новел, иллюстратор, дизайнер видеоигр, аниматор и писатель.
Предоставляет описание
Очевидно, что у цветных фотографий намного больший динамический диапазон цветов, тонов и оттенков, чем у черно-белых. Поэтому фотографы, работающие с этим видом снимков, могут создать более богатое и глубокое описание происходящего в кадре.
- Цвета фотографии могут намекнуть на время дня или года. Оттенки синего укажут, что сейчас поздний вечер; изобилие красного и оранжевого ясно говорит об осени.
- Цветная фотография позволяет показать определенный аспект субъекта. Например, на Кубе и в Перу цвет – важная часть национальной культуры. Съемка в цвете позволяет ключевым деталям выделяться.
- Цвет может дать понятие об эпохе, когда было сделано фото. В прошлом пленки разных производителей часто имели характерный вид. Например, фотопленка Kodachrome, которая пользовалась популярностью в 1960-х и 70-х, но была снята с производства в 2009, имела насыщенность, по которой фотографы до сих пор плачут.
«Человеческий мозг работает как двоичный компьютер и может обрабатывать точные информационные нули и единицы (или черное и белое). Сердце же больше похоже на химический компьютер, использующий размытую логику для анализа информации, которую нельзя легко передать нулями и единицами.» — Джейн Навен (Jain Naveen), предприниматель и филантроп.
Пробуждает эмоции
Когда мы сталкиваемся с цветом, у нас появляется определенная эмоциональная реакция, основанная на ассоциациях с ним.
- Цветные фотографии выглядят реальнее, чем черно-белые, ведь мы видим окружающий мир в цвете. В результате этот вид съемки привязывает зрителя к эмоциям ежедневной реальности.
- Цвет помогает описать настроение. Например, фотографии, в которых преобладает желтый, могут пробудить приподнятое или игривое настроение, в то время, как синий сделает снимок приглушенным и меланхоличным.
- Цвета многогранны. Хоть синий и может быть депрессивным, он также имеет очень успокаивающий эффект, а желтый помимо жизнерадостности может вызывать беспокойство.
- У цвета есть мистическая сила, вызывающая личные и психологические реакции. Исследования показали, что намного проще понять, как фигуры влияют на зрителя, чем делать какие-то выводы об эффекте цвета. Когда мы сталкиваемся с цветом, мы получаем очень сильный висцеральный ответ, о котором можем даже не догадываться.
«Сначала я фотографировал в черно-белом. Однако, спустя какое-то время, я начал видеть измерение смысла, которое требовало понимания цвета. Съемка в цвете не была для меня чем-то новым – большинство моих выпущенных работ и мои фильмы были сделаны в цвете. Но цвет в метро отличался. Я понял, что свет импульсных ламп, отражающийся от металлических поверхностей искаженных вагонов метро создает новое понимание цвета. Я видел фотографии глубоководных рыб, тысяч фантомов под поверхностью океана, сияющих в полной темноте после того, как был зажжен свет. Люди в метро, их плоть бок о бок с граффити, сам проникающий эффект искусственного света и даже пустая темнота туннелей создают особую эстетику, которую упускают пассажиры, попавшие в подземную ловушку, скрывающиеся под масками и отрезанные друг от друга.» — Брюс Дэвидсон (Bruce Davidson) о своей книге “Subway”.
Выводы
В конце концов, снимать субъект в цвете или оттенках серого – выбор каждого: все зависит от того, что вы хотите передать зрителю и на что нужно нацелить взгляд. У каждой палитры есть преимущества и недостатки, которые можно применить себе на пользу. Однако, чтобы разработать свое собственное уникальное видение, нужно понимать, как цветные и монохромные палитры влияют на вид и ощущение снимка.
Автор: Amy Touchette.