Расскажи друзьям об этом:

Коммерческая съёмка: как избежать провала

Иметь возможность заняться съемкой для коммерческой компании – это восхитительно. Наконец-то появился кто-то, понимающий важность высококачественной фотосъемки и желающий повысить свои доходы за счет грамотного маркетинга! И эти люди пришли за помощью именно к вам! Хоть идея делать потрясающие фотографии с выездом звучит увлекательно, есть много простых вещей

, на которые можно не обратить внимание и в итоге всё обернется катастрофой. Чтобы избежать полного провала во время своей первой коммерческой съемки, помните об этих вещах.

Мой первый опыт

Я встретил своего первого клиента во время съемки благотворительного бала, устроенного местным филиалом организации Habitat For Humanity. Я хотел поделиться своим талантом с обществом и сам предложил помощь. Так оказалось, что им был нужен фотограф для предстоящего мероприятия. Тогда у меня не было особого опыта съемки подобных вещей, но я был рад попробовать себя и в итоге хорошо провел время. Планка ожиданий была такой низкой, что я не чувствовал никакого давления и нужды сделать самые лучшие фотографии в мире.

В течение перерыва на ужин (как ни странно, люди не любят, когда их фотографируют во время еды), я разговорился с несколькими людьми, которые сидели со мной за одним отдаленным столом. Я спросил: «Что вы сделали такого, что вас отсадили за стол для детей?» Оказалось, эти люди забронировали столик слишком поздно и этот был единственным оставшимся. По мере разговора я узнал, что они работают на компанию, которая занимается домашним экстерьером (что-то вроде тех фирм, которые производят наружное освещение).

Они спросили, часто ли я занимаюсь съемкой мероприятий, и я ответил, что редко это делаю, но вызвался помочь поработать на балу для Habitat for Humanity. Я сказал им, что намного лучше снимаю недвижимость, архитектуру и пейзажи. Это привлекло интерес моих собеседников, ведь они как раз искали фотографа для презентации нового проекта наружного освещения. Я дал свою визитку и сказал, что буду рад обсудить дальнейшие детали.

Через несколько недель мне позвонили, сказав, что просмотрели портфолио и оценили мои работы, поэтому они хотят сотрудничать. Словами не передать, насколько я был взволнован. Из-за восхищения я совсем забыл о своем усердии и в итоге получился провал.

Мы начали разговор с обсуждения расценок (обычно каждый хочет узнать это как можно скорее). Спустя время, я сотни раз читал, что тот, кто первым предлагает цену, проигрывает. У фотографов, графических дизайнеров и других людей с креативными профессиями есть куча трюков, чтобы заставить клиента первым назвать цену, чтобы потом иметь возможность обойти ее. Считается, что если вы (фотограф) первыми назовете свою цену, то потенциально потеряете тысячи долларов.

Я с этим несогласен. Мне не нравится играть в кошки-мышки, я предпочитаю сразу переходить к обсуждению. Последнее, что мне нужно – чтобы кто-то думал будто я пытаюсь их надурить. Такой клиент вряд ли снова захочет с вами работать. Вместо этого, я предоставляю свой прайс-лист, основанный на уровне навыков и ценности времени. Если расценки ниже ожидаемых, отлично, они сэкономили пару сотен. В случае, когда моя цена слишком высока и клиент отказывается, ничего страшного. Я не собираюсь снижать цену своего времени и вряд ли захочу работать с человеком, который не может позволить себе оплатить мои услуги или думает, что они стоят дешевле, чем на самом деле. Я просто даю цену и если это срабатывает, то все довольны.

Хотя здесь все зависит от вас. Я предложил цену, основанную на 1-годовой лицензии, чтобы не спугнуть потенциального заказчика ($30-30/снимок). Это также часто встречается, ведь многие люди не понимают, что для хорошей фотографии нужно больше времени и усилий, чем требуется на спуск затвора (вопреки убеждениям некоторых iPhone-тографов). Я решил не повторять свою прошлую ошибку и не завышать цены в 10 раз, так как меня никто не знает и ни один клиент не сможет заплатить такую высокую цену. Мне показалось, что $35 – довольно неплохая цифра.

Мы сошлись на $30/снимок, после чего я спросил, как много фотографий им нужно. Они сказали: «Около 40 или 50», после чего я уточнил: «То есть, вы хотите приобрести 40 или 50 готовых, обработанных фотографий?» Ответ был положительным. Давайте достанем калькулятор и посчитаем, 30 долларов умножить на 45 фотографий – это $1350. Отлично! Я сказал им, что меня все устраивает. Мы назначили дату и время для съемки и всё. Никакого контракта, никаких дальнейших вопросов. Ожидание кругленькой суммы – это всё, что мне было нужно для отличных фотографий. Что еще я должен был узнать? Просто щелкни несколько фотографий ламп наружного освещения и сделай их красивыми, правильно?

Нет. Я не исследовал местность (даже не посмотрел в Google картах), не спросил, кто будет главным во время съемки, будет ли там арт-директор, будут ли люди, какой стиль им нужен и не задал ни одного (теперь уже) очевидного вопроса. Тогда мне казалось, что при съемке не будет ничего такого. Это же наружное освещение, что сложного может быть?

На деле оказалось, что все довольно сложно. Стиль съемки предполагал барбекю на свежем воздухе и в качестве моделей выступали работники компании. Поскольку они были сотрудниками, я решил, что релиз модели не понадобится, хотя в любом случае было бы неплохо попросить их подписать какую-нибудь бумажку.

Самое важное, что я узнал – если при съемке нет арт-директора, который будет водить вас за ручку, вы становитесь арт-директором. Очень сложно расставлять и организовывать людей, в то же время занимаясь освещением и композицией. Выполнение обеих ролей заставило меня предельно постараться, ведь, по правде говоря, я намного лучший фотограф, чем арт-директор. Я мог бы просто сказать: «Давайте сменим дату, я не знал, что придется фотографировать людей». Но разница между профессионалом и любителем в том, что первый получает результат вне зависимости от обстоятельств.

Наверняка Гордон Рамзи, всемирно известный повар, смог бы приготовить первоклассный ужин с тем, что есть у меня на кухне, используя МОИ кастрюли и сковородки. Он профессионал и никогда не жаловался бы, что не может работать без своей продвинутой кастрюли. Вместо этого, он сказал бы: «Отлично, эти макароны с сыром и хот-доги станут лучшим ужином в твоей жизни. Нужно просто добавить немного рубленного чеснока в масло…» или что-то вроде того.

Поэтому раз я (будущий) профессионал, то вместо поиска отговорок буду получать результат (иногда). Также я хочу впечатлить клиентов, чтобы они захотели работать со мной в будущем. Я сделаю отличные снимки в неидеальной ситуации, а клиенты получат фотографии, которые им понравятся.

Здесь снова все пошло не по плану. Я пришел, понимая, что им нужно примерно 45 фотографий. Мне казалось, что там будет огромный двор с прудом или бассейном, а также большой внутренний дворик со встроенным барбекю и захватывающим экстерьером. На деле мне пришлось столкнуться с весьма небольшим пространством, в котором поместился костер и несколько стульев. Сделать 45 фотографий в таких условиях – настоящее испытание.

Я еще раз переспросил, хочет ли клиент получить 45 готовых, отредактированных фотографий, на что он ответил: «Ага. Мы думаем было бы неплохо, чтобы вы предоставили нам где-то 60 штук, чтобы мы могли отобрать 40 или 45 из них». Я снял всего 100 фотографий, отобрал из них 60, а в итоге они купили 19. Девятнадцать. Один и девять.

Если бы мы заключили контракт, они были бы вынуждены купить как минимум 40 фотографий, тем самым я был бы застрахован (и получил бы ожидаемую сумму). Но тогда я об этом не подумал и остался менее, чем с половиной. Конечно, я не виню заказчиков; многие фотографии были лишними, так как с таким маленьким участком трудно отыскать разнообразные композиции.

В тот день я совершил очень много ошибок. Теперь я хочу помочь всем, кто работает с коммерческой съемкой, обойти мои грабли, чтобы каждая сторона не только получила ожидаемое, но также осталась довольна процессом работы.

Договор

Первый и самый важный пункт – составить договор. Он защитит интересы обеих сторон (вас и клиента) до, в течение и после съемки. В нем должно быть указано кто, что, где, когда, почему и как будет снимать.

Например, если вас нанимает горсовет для съемки нескольких мест вашего прекрасного городка, контракт должен включать:

  1. Объем работ (что должно быть, а чего избегать; определенные места, парки, постройки и т.д.)
  2. Время и/или дата, когда должна проводиться съемка
  3. Крайний срок, до которого вы должны предоставить сырые фотографии
  4. Как много коррекций будет входить в стоимость
  5. Крайний срок для готовых фотографий
  6. Как и когда будет произведена оплата
  7. Как и когда будут предоставлены готовые фотографии
  8. Как клиент может использовать фотографии и насколько долго распространяются эти права (для публикации в сети, местной печатной периодике, рекламных щитах, государственной рекламе и т.д.)

Потенциально контракт может охватывать намного больше. Он будет настолько простым или сложным, насколько требуется, чтобы каждый понял свои обязанности. Если вы фотографируете людей, понадобится релиз модели для каждого.

Я знаю, вы очень восхищены, ведь у вас есть клиент, готовый заплатить, и это восхищение зачастую начинает брать верх над логикой. Есть куча вещей, которые нужно узнать до начала съемки. Зачастую клиент даже не понимает, чего он хочет, или понимает, но не может это сформулировать. Поэтому задавая подобные вопросы, вы поможете ему (и себе заодно) быстрее пройти путь, узнав всё необходимое.

Вот несколько важных вопросов, которые стоит задать своим клиентам. Не обязательно использовать этот список в приведенном порядке. Рассматривайте его как руководство, чтобы понять, чего на самом деле хочет клиент.

  1. Что для вас наиболее важно?
  • Какой объект самый важный?
  • На чем бы вы хотели акцентировать внимание?
  1. Будет ли присутствовать художественный директор?
  2. Какова целевая аудитория?
  • Демография (возраст, пол, семейное положение, доход, место жительства и т.д.)
  • Как/когда вы хотите, чтобы они пользовались продуктом/услугой
  1. Относится ли продукт/услуга к премиум классу (находится в высоком ценовом диапазоне)?
  2. Какое «ощущение» вы хотите передать? (время суток, сезон, местность, занятие и т.д.)
  3. Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?
  4. Есть ли у вас опыт предыдущей работы или примеры других компаний, которые вам понравились?

Давайте детальнее рассмотрим каждый вопрос, чтобы понять, почему они полезны и какую информацию можно из них получить.

Что для вас наиболее важно?

Человек обратился к вам, так как у него есть определенная мысль касательно представления своего продукта или услуги и он уверен, что вы сможете воплотить это в жизнь. К сожалению, телепатию пока не изобрели, поэтому нельзя подсмотреть картинку из головы клиента. Как я упоминал ранее, зачастую человек сам не знает, чего хочет, а разговор поможет направить его в правильное русло. Вам нужно знать, есть ли конкретная часть продукта или услуги, на которую заказчик желает обратить внимание. Если он шеф-повар милого ресторанчика, возможно, ему захочется подчеркнуть цветовой контраст коронного блюда. Теперь вы будете знать, на что бросить свои силы.

Будет ли присутствовать художественный директор?

Арт-директор – это человек, который берет на себя ответственность за позирование моделей, расстановку растений, перемещение мебели, выбор цветов, места для съемки, фона и т.д. Если художественного директора во время съемки нет, ВЫ выполняете его роль. Для некоторых людей это вполне нормально. Другие, включая меня, хуже справляются с подобной задачей. Я не знаю, как идеально поставить ту странную штуку на заднем плане или как убедиться, правильно ли уложены волосы у девушки в розовой майке. Я более обеспокоен стопами экспозиции и наличием нежелательных теней от вспышек.

Если вам некомфортно быть одновременно фотографом и арт-директором, наймите себе помощника. При работе с людьми лучше иметь рядом человека, который знает толк в позировании. В коммерческой съемке, возможно, еще лучше, когда есть второй фотограф, способный проследить за правильностью фотографий.

Если же художественный директор будет присутствовать, большинство вопросов ниже лучше адресовать ему. Вы будете работать рука об руку и должны знать всю специфику. С пониманием задачи намного проще следовать инструкциям арт-директора и интерпретировать его слова. Это такая же разница, как между заучиванием нескольких фраз на иностранном языке и знанием грамматики, сопряжения глаголов и структуры предложений. Появляется намного больше смысла, если знать все детали.

При работе с крупным брендом задавать подобные вопросы, скорее всего, не придется. Они уже точно знают, чего хотят. Если ваш первый клиент оказался именно такого уровня, мои поздравления!

Какова целевая аудитория?

Очень важно это знать. Будет ли реклама направлена на домохозяек или одиноких бизнесменов? Знание потенциальных покупателей продукта/услуги поможет понять, как, когда и где фотографировать. Если целевая аудитория – занятые женщины, вряд ли разумно будет делать сцену, где два друга сидят на лавочке в парке.

Как будет использоваться продукт? Например, мои клиенты хотели устроить съемку барбекю на свежем воздухе. Они не объяснили этого мне, а я не спросил, чего они хотят. В конце концов, вышло так, что несколько людей сидят возле костра. Честно говоря, это выглядело немного неловко. Имей я предусмотрительность спросить об этом (и знай я, что буду арт-директором), можно было бы устроить настоящее барбекю. Кто-то жарил бы стейки и сосиски, несколько людей играли бы в активные игры, а другие наслаждались бы пивом у костра. А я мог бы все это запечатлеть, учитывая, что главным субъектом должны быть уличные лампочки.

Можно было бы устроить нечто вроде свадебного приема или вечеринки в честь дня рождения; нечто, для чего требуется уличное освещение. Чем больше я об этом думаю, тем яснее понимаю, что никто не купит уличное освещение для барбекю с парочкой друзей. Если бы нужно было сделать фото для компании по производству уличных каминов, такие идеи подошли бы отлично. Планируя фотографии, не забывайте о целевой аудитории клиента и то, как продукт/услуга будет использоваться.

Относится ли продукт/услуга к премиум классу?

Это также важный пункт. Если это дорогой, премиальный продукт, люди ожидают получить соответствующие результаты. Вы не станете фотографировать Мерседес на фоне фастфуда. Для фона лучше выбрать вход в элитный ночной клуб. Знание класса, к которому относится рекламируемая вещь поможет в планировании съемки и, если ваш клиент еще не думал об этом, он сможет понять, как продукт должен повлиять на целевую аудиторию.

Какое «ощущение» вы хотите передать?

Это хорошо звучит в контексте первого вопроса, помогая клиенту подумать о желаемом стиле съемки. Для вас это упростит планирование, а также позволит выбрать время суток и окружение. Заказчик может начать бросаться словами наподобие уютный, теплый, привлекательный, дружелюбный, веселый, романтический, сексуальный, заманчивый или семейный. Теперь ваша работа (как арт-директора, если его нет) – придумать способ выразить эти чувства через фотографии.

Теплый? Шарфы, пар и камины.

Дружелюбный? Люди, которые смеются и хорошо проводят время.

Веселый? Небольшая тусовка с едой и напитками.

Семейный? Очевидно, что здесь должна быть семейная сцена: мама, папа, дети и домашний любимец.

Восхитительный? Банджи-джампинг, скалолазание, слэклайн, прыжки с парашютом (как круто было бы получать деньги за то, что фотографируешь подобные вещи и сам в этом участвуешь?).

Романтичный? Свечи, лепестки цветов и закаты.

Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?

Первая реакция на этот вопрос во многих случаях будет: «Нет, нам не нужны модели». Но наличие людей может сделать фотографию характернее и выгодно выделить ее на фоне остальных. Найдите фотографию северного сияния, которую снял Max Rive и поймете, о чем я.

«Нет» не всегда означает «абсолютно нет». На деле, так как вы являетесь креативным человеком, предлагать подобные вещи – ваша задача. Просто поместив группу смеющихся и болтающих людей на размытом фоне, вы превратите скучный снимок с лампочками в то, что захочет испытать каждый. Если клиент не против работы с моделями, можете предложить самостоятельно решить этот вопрос, только убедитесь, что затраты будут компенсированы. Поиск и работа с моделями может быть трудной задачей. Поэтому выступая посредником, не стесняйтесь просить доплату.

Есть ли примеры с прошлого опыта?

Если заказчик уже имеет опыт съемки подобных вещей, было бы неплохо увидеть примеры. Если нет, попросите его показать фотографии конкурентов или выбрать примеры из социальных сетей, чтобы вы могли легче понять, какой результат ему нужен.

Приступая к работе, не имея никакого представления о месте или ожиданиях заказчика, вы сильно снижаете свои шансы получить успешные фотографии. Возможно, получится создать хороший результат, но с примерами сделать это проще.

При работе с привязкой к месту, заранее обследуйте его. Я мог хотя бы заглянуть в Google Карты, а не надеяться на свою фантазию, представляя себе «прекрасный задний двор». Знание местности поможет продумать углы, точки обзора, освещение и композицию. Также, если требуется определенное количество преждевременного планирования, убедитесь, что взимаете за это дополнительную плату или включите его в свой контракт.

Знаю, может показаться будто здесь слишком много вопросов, но вот один секрет: чем больше вы спрашиваете, тем выше уверенность клиента в том, что вы знаете свою работу. И, в качестве бонуса, он с большей вероятностью захочет снова воспользоваться вашими услугами, потому что вы задали все эти полезные вопросы (это выглядит будто вы точно знаете всё).

Еще один совет для успешной коммерческой съемки: никогда не отправляйте заказчику доказательства или черновые фотографии без водяного знака. Есть вероятность (в идеале очень небольшая), что он захочет украсть снимки (клик правой кнопкой мыши > Сохранить как. Или можно просто сделать скриншот, если ему все равно или он не знает о существовании высокого разрешения). Затем клиент скажет, что передумал, изменил направление, приостанавливает проект или просто недоволен результатом и спокойно использует ворованные фотографии. Это случается чаще, чем вам кажется, но не настолько.

Когда нужно было сделать мои школьные выпускные фотографии, мама записала меня в одну из тех халтурных студий, сотрудничающих со школами. Она заплатила $45 за саму съемку, я отправился в студию, где они щелкнули 4 или, может, 5 разных поз. Через время на почту пришли предварительные фотографии: сырые, без водяных знаков, распечатанные на матовой бумаге формата 4х6 с подписью внизу «Предварительный результат – не копировать». Она просто отрезала эту часть, а затем выбрала по одной фотографии с каждой позой и повесила в рамочку на стене. Знаю, это очень неприлично. Но в ее понимании это именно то, за что она заплатила. Она думала, что отдала деньги за фотографии и поскольку не нуждалась в других копиях, ее все утроило. Это просто пример того, что многие люди не понимают законов об авторских правах и вы сами должны обеспечить сохранность своих фотографий. Всегда помещайте водяной знак на изображения пока клиент не заплатит деньги за итоговый результат.

Второй совет: я не рекомендую выполнять другую работу для заказчика пока он не заплатит за предыдущую. Очень часто фотографы застревают в цепочке съемки и/или редактирования, пока их кормят обещаниями заплатить. Была даже статья, в которой мастер фоторетуши предупреждал других о фотографе, который заказывал услуги, но никогда не платил. Временами он тянул даже больше года, постоянно находя оправдания: то он сам ждет оплаты, то его мать заболела и ему нужно за ней ухаживать, то еще что-то. Главное – он всегда просил «дать пару дней». Позвольте каждому раздумывать и не рассчитывайте, что вас сразу оторвут с руками, но также не идите на поводу, делая работу, за которую не платят.

Выводы

Коммерческая работа восхитительна. Это отличный способ расширить свои навыки и портфолио, а также заняться работой, которая возможна только в таких условиях. Чтобы сделать этот процесс приятным и поразить клиента, убедитесь, что сохраняете профессионализм, задавая много вопросов, и защищайте интересы обеих сторон при помощи контракта.

Есть ли у вас опыт коммерческой работы? Расскажите о первой съемке в комментариях!

Автор: Kirk Bergman

 

Источник: improvephotography.com    Перевод: Алексей Шаповал

© Ссылка на источник




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом