Здравствуйте, дорогие читатели журнала! Меня зовут Андрей Шаповалов, я увлекаюсь макро с самого детства. Правда, снимать так, как я делаю это сейчас, я начал лишь чуть более 3 лет назад. В начале я снимал с подхода: видел насекомое, подходил к нему, делал пару кадров и уходил. Потом мне перестало хватать глубины резкости — многие макрофотографы меня поймут. Тогда я купил себе макрорельсы, спусковой тросик и начал тренироваться.
Поначалу было сложно, поэтому я снимал только мертвых насекомых. Рельсы были дешевые китайские, но хороший объектив Canon MP-E 65 mm вместе со вспышкой Canon MT-24EX позволяли получать качественную картинку. Однако все же была одна проблема: свет от вспышки получался очень жестким, с бликами, пересветами и провалами в тенях. Пришлось самому создавать рассеиватели (тогда я не знал, что для этой вспышки они продаются, да и тратить лишние деньги не хотелось). К моему сегодняшнему оснащению я шел около полутора лет (фото 1).
Придумывал разные рассеиватели, но лучше остальных вышли такие: бутылки из-под кефира, к которым приклеен синтепон, обернутый в пищевую пленку. Очень бюджетное решение, но эффект дает колоссальный!
Следующим моим приобретением была покупка макрорельс получше (фото 2).
Сперва мне хотелось автоматические, но смущала цена. Да и потом я обнаружил еще некоторые недостатки: именно эти рельсы давали шаг в 1 мм при прокрутке винта на 360°, а старые — целых 2 см!
После всех обновлений и покупки держателя для вспышек результат улучшился, и можно было играть со светотеневым рисунком как угодно. Рельсы позволяли открыть диафрагму пошире, чтобы увеличить резкость, поскольку в макро очень влияет дифракция.
В этой таблице (фото 3) видно, какая диафрагма будет при каждом увеличении.
С физикой не поспоришь! Стал делать больше кадров в стеке: от 30–40 при увеличении 1:1 до 150–200 при 5:1. Чтобы разобраться с увеличением, нужно учитывать, что 1:1 — это натуральный размер объекта на весь кадр матрицы. К примеру, на моем Canon 6D он составляет 36х24 мм. При больших увеличениях размер пересчитывается путем деления этих параметров на увеличение объектива. Простой способ узнать увеличение своего объектива: снять линейку горизонтально, затем поделить физический размер вашей матрицы по горизонтали на количество поместившихся в кадр делений линейки. Мой рекорд по количеству кадров составил 590 (это гораздо больше, чем я обычно снимаю).
Теперь немного о моделях. Многие спрашивают, как это так, что они у меня сидят и не улетают. Здесь есть свои хитрости: некоторые виды жуков, ночных бабочек, пауков могут сидеть неподвижно очень долго (особенно пауки, плетущие паутины), и им совершенно не мешает бьющая в глаза вспышка. После каждой съемки я выпускаю модель на волю, но не все насекомые на фото живые — иногда я снимаю и мертвых. Бывает, видишь красивого жучка или муху, и несмотря на то, что они мертвые, хочется показать их красоту.
Почти всех насекомых я снимаю в своей домашней студии (фото 4) — я пока не дошел до раннего подъема и выхода в поле. Приходится подстраиваться под каждого, так как от этого зависит результат.
Был у меня жук, который просидел на веточке почти 170 кадров (фото 5)!
Есть жуки, которые очень бликуют или переливаются в зависимости от того, под каким углом падает свет и какой он интенсивности. Например, этого навозника весеннего пришлось снимать, подсвечивая голову вспышкой, спину — светом от окна (так как оно достаточно большое, чтобы равномерно осветить такого жука), а сзади на отражение я поставил лист белой бумаги, чтобы показать переход от голубого к синему (фото 6).
А вот этого пестряка муравьиного я сфотографировал за секунды до того, как он успел удрать. Причем бегают они очень быстро, хоть и размером с полсантиметра!
На фото 7 представлен стек примерно из 40 снимков. Стекинг я выполняю в программе Helicon Focus. Раньше пользовался Zerene Stacker, но из-за ее медлительности решил перейти на Helicon и ни разу не пожалел: стек из 100 кадров собирается буквально за 2 минуты (Zerene справлялась минут за 40, а отличий в качестве я не заметил). Работаю я в двух методах: В и С.
Сначала собираю в С, затем — в В. Потом при ретуши итогового фото идет кадр из В, отредактированный пикселями из С. Метод С хорош в плане пересечений частей изображения, например волосков и лапок, но немного искажает цвет. Метод В делает правильный цвет, но создает артефакты в виде размытия в местах пересечения волосков, лапок и других частей. Поэтому я использую оба метода и создаю из них одно фото. Также при ретуши я беру пиксели и из других кадров, чтобы убрать другие косяки стекинга.
Снимаю я в JPEG. Все настройки произвожу заранее, затем в Photoshop и Lightroom добавляю еще немного резкости, убираю грязь с матрицы и фотографии — и все, фото готово.
Напоследок хотелось бы сказать, что я сам когда-то был новичком, и не сразу у меня появилась дорогая техника. Всем начинающим макрофотографам я желаю сначала освоить саму съемку, а уже потом покупать технику (все же макро — дело не прибыльное). Используйте макрокольца, обычные вспышки — даже встроенная подойдет, если придумать для нее рассеиватель.
Смотрите на красивые работы и учитесь повторять и понимать, как они сняты. И успех к вам обязательно придет!
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Андрей Шаповалов