Здравствуйте, дорогие читатели PhotoCASA! Сегодня мы с вами поговорим на тему, банальную и заезженную, полную непонимания и восторженных возгласов, а именно — «мобильная фотография» или мобилография.
Для начала давайте сформулируем простой вопрос – «Что такое мобильная фотография?» Если не смотреть забавное определение из Википедии, то все мы понимаем, что речь идет преимущественно о фото на смартфоны. Ну а что мобильная фотография значит для вас? Для кого-то мобилография – это средство самовыражения в соцсетях, для кого-то способ фиксации приятных моментов жизни, для одних – творческий инструмент, для других – повод для хейта. То есть, каждый человек имеет некое собственное представление, исходя из жизненного опыта и стиля, профессии и профдеформаций, устройства внутренней психики и кто знает, чего еще. Сложно рассуждать на данную тему, оставаясь объективным, поэтому я решил вещать со своей колокольни и дать вам возможность пошвыряться помидорами. Статью я буду основывать на том, что для меня значит мобилография, как для арт-фотографа с 13-ти летим стажем.
Лично я для профессиональной деятельности все же использую большие черные камеры, хотя понимаю, что зритель или клиент не всегда почувствует разницу. Как правило у «тру фотографов» в этом месте следует взрыв эмоций, но факт, что сегодня некоторые профессионалы не брезгают использовать мобильные устройство в работе. Сложно отрицать, что качество снимков очень сильно возросло за последние несколько лет. Но в моем случае все же мобильная фотография – это «настроение»! Это способность снимать без ограничений, обязательств, пусть часто в стол, но для души.
Цель даже не сам снимок, а процесс. В голове есть четкое разделение, что для серьезного сложного творчества или коммерции – беззеркалки, вспышки, насадки, реквизит — все большое и профессиональное! А для семьи, дворовых котиков, прохожих, жучков, листиков и снежинок – смартфон. А главное, я впадаю в то самое волшебное ощущение начинающего фотографа, который, как ребенок, радуется, снимая все вокруг. Ну и конечно же фотопрогулки с компактным устройством – тренировка для ума, чувства композиции и гармонии.
Хотя, признаюсь, в какой-то момент я все-таки попробовал заменить свой старенький смартфон на чудесный Nikon z50 с китом. Камера отличная во многих аспектах, но есть нюансы. Даже с такой небольшой камерой окружающие люди видят в тебе фотографа и реагируют соответственно. Родные часто стесняются фоткаться на камеру и, порой, нужно упрашивать их, теряя момент. А люди на улице моего небольшого города видят во мне «работника госдепа», «наркоторговца», «маньяка», «просто странного типа» … Реакция часто негативная. В общественных местах даже небольшая беззеркалка притягивает всех охранников в округе. Крупные города с туристическим потоком подобным страдают меньше, привыкли все, а в маленьких поселках наоборот. Но факт, что, снимая на смартфон, я встречаю совершенно другое отношение. Возможно, мобилография окружает нас на столько, что мы привыкли ее не замечать и считать это обыденностью. Отсюда и появились мысли о смене чудесного z50 на какой-то хороший смартфон. Поэтому тема статьи для меня актуальна, к тому же в руки ко мне внезапно попал новенький vivo V29 5G с надписью на борту «Professional portrait», что улыбнуло вначале, но… об этом дальше.
Забавно то, что, говоря о мобильной фотографии, мы должны понимать то множество смартфонов, которое приставлено на рынке от нижнего до флагманского сегмента. Это различные фотоустройства. Их разнообразие может быть больше, чем ассортимент больших черных камер. Есть некоторые общие черты и значительные различия в технической начинке и программном обеспечении. В идеале каждый здесь выбирает аппарат именно под свой стиль съемки и бюджет. Кому-то важны широкие углы, кому-то нужен телевик, кто-то любит снимать в ночное время, а кто-то делает шикарные портреты. Нужно понимать тонкости:
- Матрицы. Вполне логично, что большой датчик, собирающий большее количество информации, поставить в компактный смартфон проблематично, в виду некоторых оптических ограничений. Сегодняшний максимум – дюймовые матрицы (видиконовский дюйм). Устройства с подобными матрицами встречаются во флагманских моделях, и они могут выдавать очень достойное качество изображения и лучше снимают при недостаточной освещенности. Матрицы поменьше физически не дотягивают в качестве, компенсируя недостатки программными ухищрениями. Борьба встроенного софта с цифровым шумом и потерей детализации приводит к артефактам — «пластилиновости» картинки, при внимательном рассмотрении. К тому же, мелкая матрица физически не может передать богатство полутонов сложных сцен, широкий динамический диапазон и микроконтраст, оптически малую глубину резкости… И что теперь? Нельзя на это снимать? Конечно можно, подавляющее большинство пользователей не увидят здесь проблем вообще, да и проблемы ли это? Я люблю качество, но в мобильной фотографии я преследую другие цели.
- Количество камер. В современных смартфонах, из-за невозможности смены объективов, производители ставят несколько модулей камер под разные фокусные расстояния. Каждый может выбрать тот набор, который ему интересней. Хотя самый качественный результат получается на основную камеру, а остальные модули слабее, в бюджетных аппаратах это особо чувствуется. Здесь нужно четко понимать, что именно снимать для вас приоритетно.
- Софт. Для улучшения качества смартфоны сильно дорабатывают фотографию, вытягивают светлые и темные участки, давят шумы, улучшают детализацию, сшивают несколько снимков в один… Поэтому фраза «снято на телефон без обработки» вызывает улыбку и подразумевает тонну манипуляций внутри смартфона. Тем не менее, хорошо проработанный софт адекватно работает с автоматическим балансом белого, автофокусом, улучшайзерами, отзывчивостью аппарата и прочим. По поводу программ для съемки – каждому свое. В моем старом телефоне было несколько приложений, помимо родного, которые выдавали разные результаты. Сейчас стараюсь в основном использовать родное приложение, ведь оно лучшим образом оптимизировано под конкретный аппарат. Хотя в некоторых случаях сторонние программы могут дать интересные возможности. В общем нужно пробовать и экспериментировать.
Говорить о, процессорах, экранах, перегревах и пр. смысла уже нет, т.к. для фото уже в нижнем сегменте все достаточно хорошо, а в верхнем – просто отлично!
Для съемок на мобильный телефон можно дать несколько условных советов, но для каждой связки фотограф-смартфон будут свои нюансы.
- Удобство. Позаботьтесь о хорошем сцеплении смартфона с рукой. Если аппарат по умолчанию скользкий лучше купить силиконовый или прорезиненный чехол. Кстати, в комплекте с vivo идет как раз такой чехол. Вы должны оперативно доставать и убирать смартфон, как иначе поймать момент?! Приложение для фото должно также быть в оперативном доступе. Хорошо, когда оно вызывается физическими клавишами, если нет, то положите иконку приложения на видное место.
- Адаптация. Как я писал выше, каждый смартфон уникален по множеству параметров и их нужно приобщить к вашему стилю съемки. Тут можно посоветовать только много снимать, так выработаются нужные алгоритмы взаимодействия с устройством.
- Съемка при недостаточной освещенности. Это больное место смартфонов и даже кроп камер. Все они любят много света. Если ночной сюжет статичен, то можно положиться на аппаратный режим «ночь». Он обычно соединяет несколько снимков, что занимает больше времени, но улучшает качество. Конечно, движение так не поснимаешь. Для динамики вам придется уходить в ручной режим (или «профи»), укорачивать выдержку, поднимать ISO, ухудшая картинку, но что поделать! Зато Барсик не «размажется».
- Быстродвижущиеся объекты. Смартфон не всегда понимает точно, что вы хотите снять. Иногда автоматика не вывозит динамические сцены, а вы получаете смазы даже днем. В некоторых моделях есть отдельный режим «спорт», который может вас спасти. Ну и конечно вы можете снова уйти в ручной режим и выставить выдержку в соответствии с динамикой события.
- Портреты. Портреты можно снимать на любую из камер вашего смартфона: широкоугольную, стандартную, телевик, вопреки возражениям представителей старой школы. Но, если вы хотите получить классическое боке, то воспользуйтесь специальным режимом «портрет» или телеобъективом (если он есть). Размытие может быть программным, в этом случае следите за его интенсивностью, иногда его слишком много. Так же телевики или дюймовые матрицы способны выдавать опическое размытие фона. Оно не такое мощное, как на взрослых камерах, но оно настоящее. В случае сложного освещения, автоматика может обманывать с балансом белого. В этом случае перейдите в ручной режим и выставите настройки по вашему творческому вкусу. А правила композиции, работы со светом и моделью ровно такие же, как и на больших фотоаппаратах.
- Качество снимков. Не стоит ждать попиксельного превосходства современных смартфонов относительно даже стареньких зеркалок. Плюс часто сравнивают обработанное «вычислительное фото» умным ИИ смартфона и чистое фото с зеркалки, говоря о превосходстве прогресса мобильной фотографии. Да, на маленьком экранчике смартфона картинка может выглядеть красивей, но на хорошем мониторе уже не очень, а если фото с зеркалки еще и обработать для справедливости… В мобильную фотографию идут не за идеальным качеством и пикселями. Современный контент в 80-90% просматривается на мобильных устройствах и неискушенными людьми, поэтому пунктик «качество» не всегда имеет большую ценность. Тем более, что в современных реалиях фото намеренно ухудшают для «винтажного лука», «пленочности» и некого «ретро».
Можно было бы отдельно поговорить о «правилах хорошего кадра» на смартфон, но правила композиции, компоновки, акцентов и прочего здесь точно такие же, как и на прочие камеры, включая древние пленочные. Даже больше скажу, что в рисунке и живописи правила такие же. Изображение цепляет или нет, а каким образом оно сделано – вторично. Кто-то на телефон снимает шикарные кадры, а кто-то на дорогущие среднеформаты изготавливает проходные картинки.
Ну и подытожить первую часть статьи хотелось бы плюсами и минусами фотографии на смартфон в сравнении с серьезными камерами.
+ компактный размер, маленький вес и всегда под рукой;
+ нейтральная реакция окружающих;
+ доступность для творческих целей, смартфон есть у каждого, просто иди снимай;
+ нет необходимости собирать систему из объективов, аксессуаров… просто идешь и снимаешь;
+ большой и часто качественный экран, больше и лучше, чем на фотокамерах, удобнее отсматривать контент;
+ простота в обращении, многое делает автоматика, встроенные алгоритмы стараются сразу выдать достойный результат – вычислительная фотография;
+ возможность обрабатывать в мобильных версиях известных редакторов прямо на устройстве;
+ возможность быстро загружать контент в соцсети без дополнительных устройств;
+ монолитный корпус и лучшая погодозащищенность некоторых «взрослых» моделей. Можно снимать в ливень и даже по водой.
+ качество оптической и электронной стабилизации, если таковые имеются, превосходит беззеркалки.
Минусы:
- эргономика. Хват и физические кнопки-крутилки взрослых камер – это очень удобно!
- качество фото, полутона, градиенты, детали. Физику не обманешь, но прогресс имеется.
- меньший спектр настроек и выполняемых задач, ниже оперативность для профессионального фотографа;
- неудобство работы в перчатках при низких температурах;
- нет физически красивого боке при съемке, только электронные симуляции;
- следящий автофокус уступает современным продвинутым беззеркалкам.
- фиксированная диафрагма (за исключением пары моделей), ограничивает ваше творчество.
Пару слов о подопытном смартфоне. Как я упоминал выше, у всех смартфонов есть свои особенности, т.е. нужно привыкать к связке камер и софта и, находить особенности подстраивать и подстраиваться. С большими черными камерами все аналогично. Смартфон относится к среднему ценовому диапазону, внешне выглядит шикарно, дорого-богато. В данном аппарате есть основной модуль на 50Мп. Датчик — 1/1,56″, Samsung ISOCELL GN5 размер пикселя — 1,0 мкм, диафрагма f/1,9, автофокусировка PDAF, оптическая стабилизация имеется. Мы видим, что размер датчика и диафрагма недотягивают до флагманов и ждать мегакачества монстров высшего сегмента тут, наверное, не стоит. Хотя произовитель утверждает о высокой чувствительности сенсора. Нужно сказать, что у компании есть свой флагман на дюйме – Vivo x100 Pro, прекрасный аппарат, но это совсем другие деньги. Так же имеется широкоугольная камера 16мм в эквиваленте полного кадра, 8 Мп, диафрагма f/2,2, плюс камера для размытия фона. К сожалению, телевичка не завезли.
Первым делом взял девайс на прогулку, тем более на улице все заволокло туманной дымкой, мы, фотографы, такое любим! Сразу отметил очень классный экран AMOLED. Он выдает очень сочную и вкусную картинку. Баланс белого в автомате отрабатывает хорошо, плюс есть возможность подкрутить картинку руками по настроению. Выяснилось, что стандартное приложение дает доступ ко множеству профилей для съемки, их действительно много.
Есть натуральный режим с еще более естественными цветами, и куча пресетов. Обычно я скептически отношусь к подобным профилям, накидываю всякого в обработке, но в этот раз некоторые мне действительно понравились, можно из коробки получить хороший цвет или эффект. Есть отдельный режим высокого разрешения на 50Мп, дающий лучшую детализацию, но для подобной прогулки я счел это лишним.
Мне удалось потестировать V29 и в студийных условиях, там, где в моем сознании правят большие камеры. Но снимать с постоянным светом на смартфон вполне себе можно, даже интересно.
Но фишкой данного смартфона является портретная фотография, ведь не просто так на нем красуется надпись «Professional portrait», а производитель говорит о «портретной съемке на уровне цифровых зеркальных камер» (правда не указывается каких).
Итак, я сделал несколько портретных съемок в студийных условиях от довольно простых до сложных и креативных. Сразу скажу, что фотографии обработаны с наложением лутов по вкусу. У смартфона есть режим «профи» — как и у большинства, т.е. мы можем сами контролировать выдержку, ISO, баланс белого (в преднастройках или в кельвинах), включать съемку в RAW. Диафрагма само собой фиксированная. Настройки продуманы, все удобно, но хочется поругать родной софт за то, что в проф режиме нет возможности снимать в 50Мп! Есть отдельный режим высокого разрешения, но без проф. настроек. Это странно, ведь мой «редмик» имеет подобный режим в «профи», хотя и лишен RAWов.
Отметил, что основная камера достойно отрабатывает даже в экстремальных условиях цветного света. Цвета плотные и приятные, но на цветовых переходах, градиентах могут возникать «лесенки», все-таки физика, куда без нее. Конечно, взрослые полнокадровые камеры отрабатывают здесь в разы лучше, хотя местами и у них случаются «лесенки». Такие вещи лучше снимать в RAW. На смартфонах в «равах» отключены улучшайзеры (кроме шумоподавления), но градиенты лучше и динамический диапазон выше, чем в Jpeg. Мой совет. На подобных съемках снимайте и в Jpeg и в RAW, потом лучше выбрать, что вам по душе.
В какой-то момент решил переключится в режим «портрет». Часто в смартфонах в данном режиме чуть обрезается кадр (по ощущениям, 26-28мм становиться 35мм), плюс включается программное размытие фона. Все это есть и здесь, хотя, с позиционированием смартфона как портретный, я бы изначально стандартным сделал бы фокусное 35мм без кропов, это самое модное сейчас фокусное для портретов. Жалко резать и без того небольшую матрицу.
Размытие фона регулируется от f/0.95 до 16, причем это можно делать и в постобработке на смартфоне. Видимо, сохраняется отдельно карта глубины для размытия фона. Выделение человека от фона на разных смартфонах происходит с разной степенью успешности.
Может происходить путаница в волосах с неправильно отработанным контуром. В данной модели тоже не всегда получается отчертить границу, но иногда результат впечатляет. Заметил, что алгоритм лучше справляется на высоких контрастах, например темные волосы модели и светлый фон или наоборот. В случае возникновения проблемных моментов границ размытия на разных телефонах, лучше чуть «прикройте диафрагму» до 2,8-4. Вы сохраните какое-то размытие, выделив модель, а проблемные участки не будут резать глаз.
Но самое вкусное в данном смартфоне я обнаружил при просмотре отснятого материала. В портретном режиме подключаются какие-то дополнительные алгоритмы работы с кожей. И это не ужасное «пластмассовое замыливание», хотя его тоже можно накрутить при желании, а именно хорошая проработка пор кожи, выравнивание пятен… в общем лицо смотрится достаточно живым и иногда, действительно, похоже на съемку профессиональной камерой с обработкой. Очень и очень достойная работа камеры и софта.
К сожалению, режим «портрет» относится к автоматическим режимам и было бы просто здорово, если производитель вытащил отдельный кнопку в режиме «профи», для включения этих алгоритмов, было бы просто комбо! Еще отмечу наличие у данного аппарата преднастроек ретуши. Т.е. можно заранее скорректировать тон кожи, форму лица, ретушь и фоткать уже с обработкой. Супруге очень понравилась эта функция вместе с отличной селфи-камерой, возможно придется купить подобный агрегат супруге в подарок.
Одной из фишек в смартфоне V29, которую не встречал на других телефонах, является подсветка в виде кольца — «Аура». Можно настраивать цветовую температуру подсветки от холодного к теплому. Вещь интересная и спорная одновременно. Как я понимаю, по задумке это нововведение должно подсвечивать лицо или объект при недостаточной освещенности, регулируя цветовую температуру и подстраиваясь под условия. Биколорный осветитель в смартфоне – звучит заманчиво! А спорность решения в том, что, несмотря на форму кольца, свет все-равно жесткий и светит «в лоб», создавая плоскую картинку. К тому же мощности подсветки хватает только на темные сюжеты, солнце она не перебьет! Мое мнение, если вы целенаправленно планируете что-то снимать в плохих световых условиях, то возьмите полноценный осветитель (панельку, световую палку и пр.). С другой стороны, желание сделать фото может быть спонтанным, поэтому хорошо, что на борту есть и такое решение. Плюс подсветку можно использовать как дополнительный точечный источник света при творческих предметных съемках. Я сделал несколько примеров на полном автомате с подсветкой и без нее, в очень плохих условиях. Без «Ауры» смартфон сильно поднимает экспозицию, осветляя картинку, при этом падает качество, фон сильно выбивается. С подсветкой можно добиться более гармоничного балланса с фоном и осветить модель. Свет «в лоб» уничтожает объем, но в фешн фотографии этот прием любят использовать.
В целом, опытные фотографы портретисты понимают, что словосочетания на бортах смартфонов, по большому счету, маркетинговый трюк. Смартфоны нельзя ровнять с большими профессиональными камерами. Да, это полноценные фотографические устройства, но с иными спектрами задач. Делать сравнения «смартфон vs зеркалка» можно только ради «хайпа». Все это устройства разного назначения, и никто не запрещает иметь в арсенале и то и другое. Все под свои задачи! Творческая фотография на мобильные устройства, а также, неожиданно, на старые компакты актуальна в среде молодых фотографов. Они неискушённые разглядыванием пикселей, «круглешков» в боке и моделей синхронизаторов, в среде людей, ловящих эмоции, мимолетные движения, ощущения и атмосферность.
В этот раз написание статьи сподвигло меня на эксперименты. Я снимал смартфоном в студии, делал арт и фешн съемки, чего обычно не случалось. Получившиеся фото можно легко печатать в виде фотокниги на формат А4, и, если не говорить, что это снято на телефон, никто и не догадается.
Касаемо смартфона, на который производились съемки, можно сказать, что во многом он меня поразил, хотя в некоторых моментах были замечания. Конечно, не хватает флагманских технологий, но это средний сегмент. Часто в голове проносилась фраза «женский смартфон». Действительно в Vivo V29 очень много функций для бьюти съемки и обработки, включая фирменную подсветку, и девушки, любящие фотографировать, точно все это оценят. Плюс внешний вид и цвет тоже намекает на аудиторию, смартфон очень элегантный.
Как можно подытожить статью о мобильной фотографии? Имеет ли она право на жизнь? Конечно, она живет и процветает, в независимости от хейта «тру фотографов». У нас у всех есть творческий инструмент под рукой, в какие времена люди могли о таком мечтать? Развитие технологий сделало творчество доступным для каждого. Признаюсь, что в последние время стали раздражать люди, оперирующие к авторитетам в пыльных учебниках, спорящих о мегапикселях, снимающих «по линейке»… Это ведь творчество! Здесь нет правил, законов и авторитетов. Есть смелые авторы, которые создают шикарные снимки, иногда не понимая ничего в настройках камеры, снимающие по наитию, получающие удовольствие от процесса, дарящих эту гармонию окружающим. Они снимают на что угодно: пленочные камеры, полароиды, мобильные телефоны, дорогущие «Лейки» или древние компакты. Им интересней ощущение от съемки, внешний вид устройства, чем максимальная скорость затвора и количество ступеней стабилизации! Несмотря на мой более технический и рациональный склад ума, эти люди мне более интересны, я могу назвать их творцами! Так что, друзья, побольше снимайте в свое удовольствие и люди к вам потянуться.
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Сергей Парышков
Cерьезно начал заниматься фотографией с 2011 года. Концептуальной и кинематографической арт-фотографией с 2012-2013г.
Печатался в каталогах, фотокнигах, журналах и прессе России, Австрии, Швеции, Германии, США и Китая. Две золотые медали в австрийском конкурсе TRIERENBERG SUPER CIRCUIT 2018 и 2019г. Участник выставок TRIERENBERG в Австрии, а так же участник выставки 2020г в Германии лучших фотографов конкурса за 20 лет. Финалист конкурса 1Х от ООН в Нью Йорке 2018г. Участвовал в судействе некоторых фотоконкурсов. Автор популярных в соц.сетях и прессе серий «9 жизней» и «7 грехов». Автор журнала PhotoCASA.