Съемка пейзажа у большинства ассоциируется с использованием широкоугольной оптики, а сам пейзаж при такой съемке подразумевает наличие ярко выраженного переднего плана, а так же менее активных среднего и заднего планов, присутствие неба — верха в кадре — и так далее.
При упоминании телеобъектива на память приходят кадры, связанные со съемкой дикой природы, животных, спортивных мероприятий.
Но это не совсем верно. Телеобъектив в пейзажной съемке также может быть востребован, а временами просто незаменим, ведь через видоискатель с использованием «длинной» оптики мы можем увидеть то, что не уловит невооруженный глаз.
Если широкоугольная оптика захватывает в кадр много объектов и большую площадь, то с помощью «теле» можно четко выделить единственный важный объект, сделать на немакцент. Вдобавок телеобъектив ощутимо сжимает перспективу, делает удаленные объекты гораздо ближе, сильно меняет
масштаб.
Отгородившись от восприятия местности в целом, телеобъективом можно снимать некоторые абстрактные сюжеты. На первый взгляд они не видны, но иначе воспринимаются через видоискатель камеры. Это могут быть линии полей, образованные цветущими травами пятна различных форм и цветов и другие сюжеты, заставляющие включить абстрактное мышление у зрителя.
Особенностью «телевика» сжимать перспективу можно воспользоваться, снимая многоплановые сюжеты в холмистой местности. Если в воздухе присутствуют легкая дымка или туман и, как следствие, имеются тональная/воздушная перспективы, то это дополнительно подчеркнет в кадре разделение на планы.
На данном снимке это хорошо видно. Кстати, расстояние до мельницы несколько километров, а до первой зеленой «складки» — всего около 500 метров. Кадр как нельзя лучше иллюстрирует сжатие пространства.
ВЫБОР ТЕЛЕОБЪЕКТИВА
С учетом того, что высокая светосила при съемке пейзажей на «телевик» зачастую не так важна, при выборе объектива я бы советовал руководствоваться параметром цены и определиться: «зум» или «фикс». Сразу же оговорюсь: я за «зум».
По разным причинам:
• Зум-объектив позволяет менять фокусное расстояние, что очень удобно при съемке и кадрировании. Для большинства случаев достаточно будет 200 мм на «длинном конце», хотя могут быть моменты, когда будет хотеться и куда большего фокусного.
• Ему легче найти применение в повседневной жизни и съемках другого типа.
Бюджет покупки каждый определяет самостоятельно. У бюджетной оптики низкая светосила, увеличение фокусного расстояния необратимо влечет за собой ощутимое снижение качества изображения, присутствуют хроматические аберрации и виньетирование. Также некоторые модели не имеют
режима стабилизации, хотя в пейзажной фотографии это не самый важный параметр: в основном съемка ведется со штатива, и «стаб» нужно обязательно отключать.
Неплохо себя зарекомендовал Nikkor 70–210 mm f/4 (не путать с объективом с переменной светосилой: это две совершенно разных модели!). Тяжелый, медленный, с хорошей картинкой и достаточно высокой детализацией. На данный момент его стоимость колеблется в пределах 200–300 $.
Если бюджет покупки 500–600 $, можно смело смотреть на вторичном рынке, например, на Nikkor 80–200 mm f/2.8 третьей версии, который выпускается до сих пор. Хороший светосильный объектив. Большинству пользователей подойдет это фокусное расстояние.
В данный момент я использую связку Nikon D610 + Tamron 150–600 mm f/5–6.3, а фокусное расстояние до 150 мм перекрыто двумя другими объективами: Nikkor 16–35 mm f/4 и Nikkor 24–120 mm f/4.
Хотя не каждый вид местности изобилует сюжетами под “телевик”, даже в наших средних широтах найдутся места для пейзажных кадров в пределах таких фокусных расстояний.
Бытует мнение, что оптика сторонних производителей недостаточно хороша, но в данном случае компания Tamron сделала ощутимый прорыв. Для большинства как начинающих, так и более опытных фотографов, практикующихся в жанрах пейзаж или фотоохота, появилось достаточно бюджетное
и весьма удачное решение вопроса в виде Tamron SP 150–600 mm f/5–6.3 VC USD.
ОСОБЕННОСТИ СЪЕМКИ НА ТЕЛЕОБЪЕКТИВ
К съемке пейзажа на большом фокусном нужно «привыкнуть»:
• Поиск сюжета: не все видно глазу, сюжет придется в прямом смысле разглядывать с камерой в руках. На начальном этапе будет достаточно сложно выделить необходимые объекты из общего плана.
• Сложнее соблюсти правило разделения на планы.
• Совершенно не обязательно включать в кадр небо, и это непривычно.
• Не стоит забывать про относительно небольшую глубину резкости. Но не стоит и сильно «зажимать» диафрагму, чтобы избежать дифракции: я снимаю на значениях f/9–11.
• Нужно тщательно выбирать точку фокусировки: промах фокуса при съемке на «телевик» более заметен, чем при съемке на «ширик».
• Помимо лаконичных сюжетов на «теле» можно снимать панорамы: уровень геометрических искажений крайне низок.
• Необходим штатив. Желательно добротный. Лучше купить один, но надолго. Если позволяет бюджет, то карбоновый, с запасом веса по нагрузке на него и штативную голову.
Если бюджет ограничен, то алюминиевый. Опять же, желательно подбирать его с некоторым запасом по рекомендуемой нагрузке. Таким образом, если ваша камера и объектив весят 3 кг, то необходим штатив с допустимой нагрузкой не менее 5 кг, голова — не менее 8 кг. Связка камера + объектив после фиксирования слегка «клюют носом» под нагрузкой, потому что «телевик» работает, как рычаг. Эту ситуацию может исправить штативная лапка. Советую смотреть штативную голову с системой крепления Arca-Swiss.
• Используйте если не режим съемки с предварительным подъемом зеркала, то хотя бы съемку с задержкой спуска или пульт. Причина все та же: это комплекс мероприятий, направленных на уменьшение шевеленки при съемке.
• ОБЯЗАТЕЛЬНО отключайте режим стабилизации изображения.
Пейзажных сюжетов, которые можно снять телеобъективом, достаточно много. Все зависит от видения автора. Несмотря на вес, большие габариты и сложности с переноской, я в любом случае посоветовал бы иметь его в своем арсенале тем, кто занимается съемкой пейзажа. Удачных кадров!
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Влад Соколовский