Всем привет! Меня зовут Евгений Жмак и я пейзажный фотограф. Сегодня мне хотелось бы немного поговорить о съемке пейзажа в режимное время, то есть на рассвете и на закате. Многие начинающие фотографы еще не в курсе, что свет играет важнейшую роль в получении изображения, и от того, каким будет свет в момент съемки, зачастую зависит дальнейший успех полученной фотографии. Итак, время рассвета и заката является наиболее благоприятным для съемки пейзажа, температура света в это время постепенно меняется в сторону теплой, свет становится теплым и мягким, тени глубокими и длинными, все это в совокупности придает фотографии художественность и красоту! Все, кто когда-либо пробовал запечатлеть рассвет или закат, наверняка убедились в том, как непросто это сделать, и многие недоумевают, почему глаз видит красивую, захватывающую дух, картину,
а фотография получается либо слишком темная, либо наоборот, слишком светлая, с пересвеченным небом.
Ответ на этот вопрос очень прост. Дело в том, что ни одна, даже самая совершенная и дорогая камера не в состоянии охватить такой большой динамический диапазон, который охватывает человеческий глаз! Что же такое динамический диапазон? Попробую объяснить простыми словами.
Взгляните на эту фотографию Кучерлинского озера, плотная облачность закрыла солнце, сделав тем самым освещение равномерным. Темные и светлые
участки этой фотографии имеют примерно одинаковую яркость, небо и земля с деревьями освещены приблизительно одинаково. Про эту фотографию можно сказать, что она имеет узкий динамический диапазон, и фотоаппарат в состоянии охватить весь этот диапазон полностью.
Взгляните теперь на эту фотографию. Перепад яркостей на этом снимке очень велик, здесь есть яркое солнце, светлое небо, и в то же время очень глубокие тени. Про эту фотографию можно сказать, что динамический диапазон у нее очень большой, и камера не в состоянии передать его полностью в одном снимке, в то время как наши глаза воспринимают и видят эту сцену примерно так:
Существуют разные способы для расширения динамического диапазона у фотографии, такие как, например, съемка с брекетингом по экспозиции, либо
использование градиентных фильтров при съемке. Это отдельная тема для разговора. Понимание того, что такое динамический диапазон, и с чем его едят, поможет вам понять, что и как нужно делать для получения красивой фотографии.
Несколько слов о подготовке к съемке на рассвете или закате. Я не буду говорить про то, что настоящий пейзажист всегда использует штатив, тросик и тому подобные «приблуды», об этом, я надеюсь, вы уже и так знаете! Собираясь на утреннюю съемку, готовьтесь к ней с вечера, помните, что режимное время очень скоротечно, и упустить его легко. Проверьте, заряжены ли аккумуляторы, на месте ли карты памяти, настройки камеры рекомендую тоже проверять заранее. Когда утром начинается феерия, в порыве эмоций про настройки легко забыть. Печально позднее обнаруживать, что утреннюю красоту вы снимали на ISO 3200.
На точку съемки я стараюсь приехать хотя бы за час до рассвета или заката. Это помогает сориентироваться на местности и заранее подобрать несколько
выгодных ракурсов. Не забудьте прихватить с собой налобный фонарь со свежими батарейками — иногда с вечерних съемок приходится возвращаться в полной темноте. Не лишними будут и средства для чистки оптики, часто на переднюю линзу попадают капли росы, или она попросту запотевает. Уделяйте внимание одежде и обуви, особенно это касается съемок в холодное время года. На рассвете выпадает обильная роса, позаботьтесь о том, чтобы ваша обувь и одежда не пропускала влагу.
Сложно думать о построении композиции и подборе экспопары, когда у тебя замерзли ноги или руки. Собираясь на зимнюю съемку, прихватите с собой из
дома термос с горячим чаем.
Зимние пейзажи для меня самые любимые. Если вы снимаете зимой у воды, то в сильный мороз есть шанс поймать утренний туман или испарения. Ищите водоемы, которые не замерзают зимой. Фото с туманом обладают особым шармом и красотой.
Часто бывает, что для того, чтобы сделать желанный кадр, необходимо зайти в воду. Здесь нам на помощь приходит рыболовный магазин!
Скажу честно, если бы не это гениальное изобретение человечества, кадр с лодкой навряд ли бы получился!
Планируя пейзажную съемку, мы часто обращаемся за предсказаниями к прогнозу погоды. Но я много раз убеждался на личном опыте, что прогноз — штука весьма противоречивая. Не стоит доверять ему на все 100%. Если вы проснулись утром, и глядя на небо у вас возникают сомнения, ехать на съемку или нет, скажу так: езжайте, погода непредсказуема. Природа награждает упорных!
В этот день была облачная погода, и ничего не предвещало красивый закат, но, как это часто бывает, ситуация изменилась в считанные минуты!
Еще один пример непредсказуемости погоды. Целый день небо было затянуто плотными тучами, дождь лил стеной, ни о каком красивом закате в горах не могло быть и речи, и вот в мгновение ока небо полыхнуло! В завершении хотелось бы пожелать всем удачи в пейзажной съемке. Ищите свет, интересные ракурсы, не ленитесь вставать рано, помните, что красивая фотография — это не везение, а результат упорного труда!
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Евгений Жмак