Расскажи друзьям об этом:

Фотосъемка пейзажа

Фотосъемка пейзажа, изображение №5

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала PhotoCASA! Меня зовут Петр Косых. Я фотограф-любитель из Санкт-Петербурга. Мне наиболее близка пейзажная тематика, поэтому в своей статье я хочу рассказать о съемке именно в этом жанре. Сразу скажу, что этому ремеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Все пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил три с половиной года назад, так ей до сих пор и пользуюсь. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать более 50 фоторепортажей. Кто-то даже считает, что
у меня получается снимать шедевры — со стороны, наверное, виднее. К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот, мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого, уже никогда не будет.
Очень часто мы путешествуем всей семьей или с друзьями…

Фотосъемка пейзажа, изображение №1

Детство, проведенное летом в деревне, по всей видимости, оставило отпечаток в моем сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие русской природы, необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдаленные и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы…
Такие картинки меня очень впечатляют!
Профессионалы же считают, что жанр «пейзаж» не совсем подходит ко многим моим фотографиям: некоторые сайты, а также организаторы большинства фотоконкурсов определяют мои снимки в раздел архитектура. Но я фотографирую то, что мне близко и радует глаз, и мне без разницы, каким жанром это именуется. Я бы назвал свои работы просто «Фото для души». Над традиционным вопросом «Как это снято?» можно рассуждать долго и развернуто, но в формате этой публикации я бы хотел кратко пробежаться по основным моментам, которые позволяют мне делать хорошие фотографии.

Фотосъемка пейзажа, изображение №2

ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ
Ни один более или менее приличный кадр я не снял случайно. Все мои путешествия и короткие вылазки хорошо спланированы и подготовлены…
Самым важным аспектом в пейзажной фотографии я считаю выбор места съемки (локации).
Можно сколько угодно фотографировать красивый вид на парк из окна, топтать берег близлежащего озера в поисках идеального кадра или снимать закат у ближайшей рощи. Возможно, у вас и получится сделать несколько хороших фотографий, но самые красивые работы вы будете получать, только
перемещаясь во времени и пространстве.

Фотосъемка пейзажа, изображение №3

В школьные годы я серьезно занимался спортивным ориентированием, участвовал во всероссийских и международных соревнованиях, попутно занимался туризмом, поэтому относительно хорошо разбираюсь в картах. Это мне очень помогает в выборе локации и подготовке маршрута. Я бы даже сказал, что изучение карт и местности — это сопутствующее фотографии увлечение.
Нынешние возможности Интернета поистине безграничны, поэтому все идеи рождаются после изучения информации из Всемирной сети. На картах Google Maps, Google Earth, Wikimapia, Panoramio (приказал долго жить) я смотрю фотографии и уникальные места со спутников. По многим дорогам, к слову,
в Google Maps можно «прокатиться» на виртуальной машине и предварительно промониторить окрестности. На популярных у фотографов сайтах, форумах путешественников, а также в сетях ищу интересные заметки и статьи. О памятниках деревянного зодчества много информации на сайте Соборы.ру. Отдельно хотел бы отметить заповедники, национальные и природные парки. Эти территории по определению должны представлять интерес для пейзажистов. Всю полученную информацию складываю воедино и получаю оптимальный маршрут.

Фотосъемка пейзажа, изображение №4

Чтобы добраться до некоторых локаций, иногда приходится предусматривать дополнительные средства передвижения, такие как лодка, велосипед или лыжи. Если есть возможность, то лучше посетить объект перед съемкой, провести разведку и, так сказать, примерить ракурсы. Лишним это не будет.
Я бываю как на объектах паломничества фотографов, так и в местах, куда фотографы еще не добирались. Второй вариант мне нравится намного больше, так как зачастую получается неожиданно приятный результат и всегда выходит уникальная картинка. В тех районах, где до меня уже сделали десятки или сотни кадров, я стараюсь подойти к съемке нестандартно и привнести в снимок что-то свое.

ВЫБОР ВРЕМЕНИ ДЛЯ СЪЕМКИ
Это второй момент, о котором хотелось бы сказать. Большинство своих кадров я делаю в так называемое режимное время: примерно час после рассвета и час до заката. Мягкий и теплый свет придает снимку сочность и насыщенность красками и детализирует текстуру объектов.
Переходы между яркими и темными областями получаются более плавными. Кроме этого в утренние и (реже) вечерние часы велика вероятность образования туманов, которые подчеркивают глубину изображения, красиво рассеивают свет и размывают контуры предметов, делая фотографии более таинственными и сказочными.
Естественно, важно понимать, где окажется источник света в момент съемки. Для этого в Интернете я смотрю точное время восхода-захода солнца, а потом, ориентируясь по сторонам горизонта, накладываю направление движения светила на карту.
Ну и конечно же, самое главное — погода. Когда выбранная точка съемки находится недалеко, то достаточно просто посмотреть в окно и положиться на обещания синоптиков в телефоне. А если ехать придется долго, то я знакомлюсь с прогнозом как минимум в трех источниках и смотрю предполагаемую карту движения атмосферных фронтов. Она помогает корректировать маршрут прямо по ходу движения. Проанализировав вышеупомянутые моменты,
у меня в голове уже есть четкий график движения и примерные картинки, которые впоследствии окажутся на матрице моего фотоаппарата. Надо сказать, что осуществить задуманное получается почти всегда, но в некоторые места приходится возвращаться повторно…

Фотосъемка пейзажа, изображение №5

ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Снимаю я на Sony A65 и три объектива: Sony CZ 16–80, Minolta 70–300, Samyang 8 mm. Есть еще портретный фикс Sony SEL-50F18. Первый объектив универсальный, им я снимаю около 80% всех кадров. Он обладает отличной резкостью и цветопередачей.
Пейзажные кадры делаю в основном на прикрытой до f/8 — f/13 диафрагме (это обеспечивает максимальную резкость по всему кадру) с минимально возможным значением ISO в режиме автоматического (не всегда) фокуса. Все эти параметры, включая выдержку, выставляю в ручном режиме. Если есть необходимость получить в кадре красивые лучи от солнца можно прикрыть диафрагму и побольше. Кадр записываю на карту памяти в форматах
JPG и RAW, причем второй мне нужен только для подстраховки, если вдруг придется вытягивать тени или света. Из теней информация восстанавливается намного лучше, чем из засвеченных областей, поэтому чаще всего пейзаж снимаю с недодержкой.

Фотосъемка пейзажа, изображение №6

Да простят меня многие фотографы, но я крайне редко использую штатив. Понятно, что в ночное время, при недостаточной освещенности и других подобных условиях без него никуда. Но в режимные часы свет меняется стремительно, и мне его, как правило, хватает. Иногда даже приходится совершать пробежки от одной точки съемки к другой, чтобы не упустить момент. Но я бегать люблю, лишняя зарядка никогда не помешает:). Тринога же в этой ситуации значительно уменьшает оперативность. Иногда снимаю с брекетингом по экспозиции, но и здесь мне штатив, как правило, не нужен. Даже панорамные снимки в 90% случаев я делаю с рук.

О ПАНОРАМНОЙ СЪЕМКЕ
Некоторые свои работы я делаю в панорамной технике, а именно сшиваю несколько кадров, снятых с одной точки, с наложением. Выглядят такие снимки в итоговом варианте как совсем обычные. И дело здесь вовсе не в желании снимать сцены для плакатов или получать запредельные пиксели, просто панорама дает объем, глубину и резкость всему кадру, позволяет устремить взгляд зрителя от переднего плана к среднему и заднему, создать эффект присутствия в кадре, ну и, само собой, дает более широкий охват.
Мне очень нравятся фото с интересным передним планом, поэтому построение кадра (будь то панорама или одиночный снимок) я стараюсь начинать именно с него. В качестве переднего плана можно использовать камни, цветы, листья и т. п. Если зацепиться взгляду не за что, можно импровизировать, притащив, например, какую нибудь корягу.

ОБРАБОТКА
Постобработку кадров я выполняю в программе Photoshop CS5. Правлю главным образом тени и света, контрастность, насыщенность, применяю фильтры и иногда технологию расширения динамического диапазона снимка (HDR). Фотоколлажи я не приветствую. В «Фотошопе» сшиваю и панорамы, по большей части в автоматическом режиме. Руками дорабатываю нестыковки и геометрию. Следует отметить, что использование фоторедактора позволяет улучшить кадр, но при этом исходник должен быть выполнен качественно. Если снимок откровенно не получился, то никакая программа ничего путевого из него не сделает.
Ко многим своим кадрам я отношусь критично. Так получается, что в момент съемки какие-то моменты упускаешь из виду, а какими-то нюансами просто пренебрегаешь. По прошествии какого-то времени начинаешь понимать, что можно было снять и лучше. Вот и все. Но, возможно, что-то упустил. Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее: если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески и совершенствуйте свое мастерство. Ответственно подходите к выбору места съемки, планируйте маршрут, изучайте погоду…
Желаю всем удачи и красивых запоминающихся кадров!

Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ

Текст и фото: Петр Косых




Шаблоны для Photoshop - виньетки, фотооткрытки, костюмы.
Подписаться письмом