Приветствую читателей журнала! Меня зовут Дмитрий Купрацевич. Я профессиональный пейзажный и travel-фотограф; официальный амбассадор компаний Irix, Haida Filters; организатор фототуров в России и странах Европы, Азии; победитель конкурсов «Дикая природа России», обладатель 35 наград от 100 BEST Photos, премии «Моя планета», финалист конкурсов РГО «Самая красивая страна», Russian Photo, Prophotos; автор публикаций в журналах National Geographic, GEO, Russian Photo, PhotoCASA, Prophotos; автор курса по пейзажной фотографии «В поисках кадра», а также двух видеокурсов по пейзажной фотографии.
В этой статье я расскажу о некоторых принципах построения пейзажных кадров. Безусловно, подходы к этому вопросу могут быть разные,
поэтому это скорее авторский взгляд в рамках такого формата.
Если мы откроем практически любую статью на тему «Как фотографировать пейзаж?», одним из первых утверждений будет следующее: пейзаж
фотографируют на широкоугольный объектив, используя три плана. Да, и еще про рассветы-закаты добавят, куда же без этого?
Да, в целом пейзаж часто именно так и фотографируют. Я даже скажу, что съемка активного переднего плана с нижней точки максимально
близко к минимальной дистанции фокусировки является трендом в современной пейзажной фотографии.
Также этот подход часто усиливают, применяя техники панорамирования и стекинга, тем самым создавая технически сложные кадры, которые невозможно увидеть обычным взглядом.
Это тренд, действительно получаются эффектные кадры, но это не единственный способ построения кадра. Для меня важнее найти сюжет,
а уже на основе сюжета выбрать, какие объекты я буду включать в кадр, сколько будет планов и какие технические приемы я использую. Здесь
важно найти идею, а потом уже думать над ее воплощением. А делать это можно разными способами.
Скажем так, важно найти композиционный или сюжетный центр, вокруг которого будет построена фотография. Например, на данной фотографии это водопад, и уже для водопада я выбрал ракурс и точку съемки. И тут могли быть варианты и с передним планом, и без, но в итоге я выбрал этот вариант.
Очень хорошо, когда композиционный центр (кстати, не нужно путать с физическим центром фотографии) совпадает с сюжетным. Это наполняет фотографию дополнительным смыслом. Как правило, так получается, когда в кадре появляются люди, животные или объекты, связанные с человеком.
Композиционных центров может быть несколько, например, два или три. Но важно понимать, что вместе сочетать большое количество важных объектов сложно, поэтому в некоторых случаях лучше сделать серию фотографий.
Композиционных центров может и не быть. Фотография в этом случае построена на художественных приемах, о которых я ранее писал на
страницах PhotoCASA, например, цвете, линиях, фактуре.
Также фотографии могут быть построены по принципу отрицательного пространства, когда на снимке один план. Основной объект в маленьком масштабе, а большая часть кадра занята пустым пространством или фоном. Очень часто это фотографии в стиле минимализм. Для меня важно следить за балансом в фотографии. В своих работах я стараюсь заполнить все поле кадра, выбираю построение в стиле отрицательного пространства или пытаюсь уравновесить пустое пространство заполненным. Но в целом важно не забывать и про цветовой баланс, баланс объектов и другие виды баланса.
Исходя из моих слов, на фото ниже нужно заполнить правый нижний угол. Но все же нет такого правила, поэтому это можно делать на свое
усмотрение.
Рассказывая о построении в фотографии, также упомяну Правило третей. Правило золотого сечения вряд ли кто-то серьезно использует, так как в наше время его не оспорил только ленивый. Собственно говоря, с Правилом третей то же самое, его часто применяют в построении фотографии. Но это не обязательно, я могу использовать и трети, и центральную композицию, и в целом располагать объекты там, где считаю нужным.
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Дмитрий Купрацевич
Материал из журнала PhotoCASA