Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Александр Пашеничев, я занимаюсь пейзажной съемкой более 4 лет, живу в поселке под названием Вырица (в 60 км от Санкт-Петербурга). Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать, как улучшить свой навык в съемке пейзажа.
Начну с того, что у пейзажиста ограничено время съемки пейзажа — три часа утром и три часа вечером, что добавляет больше азарта. Я думаю, все слышали про «золотой час», если нет, стоит ознакомиться.
1. Самое первое, с чего я хочу начать, — это выбор съемочной точки. Съемочную точку можно искать днем, лично присутствуя на локации, или удаленно через Интернет, при этом ключевым фактором будет то, что вы хотите снять: рассвет или закат, голубой час или ночь. Если снимать закат или рассвет, нужно понимать, где будет находиться солнце, — от этого и приходится отталкиваться при выборе съемочной точки. Мне в этом помогает мобильное приложение SunCalc.net или сайт www.suncalc.net. Солнце должно быть низко над горизонтом, тем самым оно изливает мягкий свет и смягчает тени. Дальше вы уже сами должны выбрать, будет солнце в кадре или нет. Я снимаю исключительно в режимное время, но не днем.
2. Еще нужно не забывать про погоду, отслеживать наличие тумана, влажности, облаков. Погодные условия я смотрю на сайте www.rp5.ru, где показаны все параметры и даже наличие или отсутствие тумана.
3. Приезжать на съемочную точку лучше всего за час до рассвета, можно найти как можно больше съемочных точек, еще раз по ним пройтись и все
осмотреть, затем уже можно начать снимать.
Съемка может быть как спонтанной, при которой фотограф двигается вперед, ищет что-то интересное и снимает как можно больше ракурсов, так и по спланированному маршруту, который выстроен в одну линию, при которой вы будете снимать все по очереди и с расстановкой.
4. Есть два способа съемки: со штативом и без. Все варианты хороши, я использую оба, исходя из ситуации. Первый подойдет, если вам некуда спешить, и простор для съемки не очень велик. Вы можете снимать не спеша, наслаждаясь каждым нажатием на спуск. Второй способ позволит за короткий промежуток времени отснять множество локаций и различных ракурсов, не возясь со штативом, однако это требует навыка.
5. Далее можно снимать один ракурс брекетингом, делая три или больше кадра с разной экспозицией. При склейке этих кадров в редакторе повышается динамический диапазон, картинка улучшается, образуется меньше шумов, благодаря тому, что в темных участках кадра много информации, так же, как и в светлых. Однако я не склеиваю кадры, а выбираю из отснятого материала самый лучший, опираясь на гистограмму, смотрю, чтобы не было потери в светах. Тени играют второстепенное значение, их потом можно вытянуть, а вот при наличии пересвета информация уже потеряна.
6. При съемке старайтесь ориентироваться по гистограмме: делаете кадр, выводите его на экран и включаете параметр «Гистограмма». Левая часть
отвечает за темные участки, правая — за светлые. Вы должны смотреть, чтобы линия не уходила выше нижних углов, а упиралась в них. Я контролирую
только светлые участки. На кадре вам может показаться, что в небе пересвет, но если гистограмма в пределах нормы, то бояться нечего, а темные
участки вы с легкостью вытяните.
7. Я уделяю большое внимание построению кадра, стараюсь кадрировать на месте. Что это значит? Смотрю в видоискатель и пытаюсь построить кадр так, чтобы в нем не было ничего лишнего (ветки, деревья, фонарные столбы и т. д.), чтобы потом не удалять это в редакторе и не кадрировать. Но если вы сомневаетесь, сколько пространства нужно, можно снять больше и затем скорректировать в редакторе. И не забывайте про горизонт, не заваливайте его при съемке — это очень важный момент, помните о нем всегда!
8. Снимайте с нижнего ракурса — он приближает вас еще ближе к природе и подчеркивает передний план. Передний план следует искать всегда, им может послужить трава, интересная фактура, лежащее дерево и многое другое. Нижний ракурс погружает зрителя в ту атмосферу, которая царила во время съемки, и это разбавляет обыденность.
9. В пейзаже должно присутствовать три плана, это также важно учитывать при съемке. Наличие переднего, среднего и дальнего плана создает глубину в кадре и делает его притягательнее для зрителя. Ищите в пейзаже детали, линии, контраст между цветами, фактуру, ритм и не забывайте про свет. Располагайте объекты в кадре правильно, чтобы они смотрелись гармонично, ознакомьтесь с Правилом третей.
10. Используйте фотофильтры — с помощью них можно снять обыденное совсем по-другому, они упрощают работу фотографу и помогают справиться с реализацией творческой задумки.
11. Самым ключевым фактором в съемке является практика — больше снимайте, набивайте руку, развивайте свое видение. Ваши работы показывают ваше чувство вкуса, и его нужно развивать, чтобы не стоять на месте. Ваш вкус определяется вашей насмотренностью — больше смотрите работы других авторов, но не обычных, а лучших в данном жанре. Анализируйте их работы — это поможет улучшить ваш вкус и понять, что есть хорошо, а что — плохо. Советую смотреть работы иностранных авторов, так как вкус у них развит гораздо больше, чем у российских, на мой взгляд. Со временем у вас появится свой стиль и понимание создания идеального кадра.
12. Очень важный навык для фотографа — это «полностью абстрагироваться от своих фотографий». Вы должны забыть момент съемки, ваше любимое место, впечатления, ваш труд при создании кадра. Представьте, будто вы — это ваш зритель, который не знает всего этого, а видит кадр первый раз и ищет, за что зацепиться. Тогда вы сможете делать жесткий разбор и отбор отснятого материала и выбирать самое лучшее.
Это же и есть самокритика.
Материал из журнала PhotoCASA
ПОДПИШИСЬ НА КРУТЫЕ УРОКИ ПО ФОТОГРАФИИ
Текст и фото: Александр Пашеничев